Олега Павловича ТАБАКОВА, "толстого веселого человека, любящего поесть", как он сам себя называет, кажется, невозможно вывести из себя. Тем более что мы его посетили во время радостных событий - открытие сезонов в двух "его" театрах, МХАТе и Театре-студии. И потому первый вопрос был заготовлен как провокационный - что же таки может его прогневить? Но задать мы его не успели: Табаков встретил нас с номером некогда известной партийной газеты в руках и с ходу стал разносить статью, посвященную Александру Вампилову.
- НУ КАК же это можно? Мало они жировали на Высоцком. Того все патриотом выставляли, теперь вот Вампилова называют "великим советским", патриотом! Как же можно так тупо, так узко все понимать? И где же тогда его "Провинциальные анекдоты", где факты о том, как его пьесы не пущали, запрещали? Не-ет, потому что тогда, по их мнению, Родину Вампилов не любил, а обс...ал!..
- Вы меня удивили своим возмущением. Что же еще способно вызвать у вас такие эмоции?
- Да как и прежде, ложь вот эта, вранье. Наглость. Хамство. Полузнание. Полузнание порождает наглость, хамство - это желание получить себе исключительное право, невзирая на отсутствие данных.
Люди и деньги
- ВЫ деньги любите?
- А кто же их не любит? Зарабатывать давно научился. Раньше, правда, только трудом своим, в кино, в театрах. Разница между прошлым и нынешним лишь в том, что раньше платили в рублях, а теперь, бывает, и в тысячах долларов.
- А у нас недолюбливают зарабатывающих хорошие деньги, хоть бы и для общего дела.
- Я вот думаю: мне 67 лет, и если чего-то умею, научился в этом смысле, то чего ж вы, кому перевалило за тридцать, все судачите, жалуетесь, все эти ваши слезы-вопли, что культура погибает? Нужно иметь человеческое достоинство, в любые времена. Мил-человек, отойди в сторону, не занимайся тем, чем не хочешь заниматься, и не скули. Или своего добивайся, но так, чтобы достоинство свое сберечь.
- Но вы говорите со своей колокольни - творческой. Сами - человек известный, успешный, а как сохранить людям достоинство, когда зарплату не платят? В России всегда унижали маленького человека, что же изменилось?
- Что изменилось? Да под угрозой экстрадиции в Сибирь ни за что и никогда не соглашусь поменять нынешнее время на прошлое! С 1987 г., со времени принятия постановления о создании трех театров-студий в Москве, включая и наш Театр-студию на ул. Чаплыгина, никто и никогда не брался мне советовать или указывать, какую пьесу, о ком и о чем, какого автора и к какой дате мне следует ставить, играть. Никто и никогда. Вот что изменилось. Да, для нас, людей театра, изменилось, и коренным образом. Конечно, я, говоря на любую тему, говорю о своем цехе. Страна наша - как лоскутное одеяло, и я не имею права говорить о всей стране. Но вот то, что я знаю, - есть город Сургут, места наших частых гастролей, где проявляется забота о том самом маленьком человеке, где построено три храма (православный, мечеть и синагога), построен университет. А Ханты-Мансийский округ, где при рождении ребенку сразу кладут на его сберкнижку энную сумму денег, которую он сможет получить, достигнув совершеннолетия? Поэтому, когда мы говорим об униженном маленьком человеке, давайте не будем забывать и о тех странных людях, которые помимо заботы о карьере и собственном имидже не забывают и о тех, для кого все делается, должно делаться.
Время трудоголиков
- КОГДА-ТО вы работали в "Современнике", который провозгласил новую модель театра: актерское самоуправление, худсовет... Как вы думаете, нужна ли демократия в театре сегодня?
- Демократия в театре лжива, особенно оскорбительно лжива при отсутствии внятных, фундаментальных законов. Она лишь называет себя демократией, а сама абсолютно бессмысленна и бесперспективна. Заметьте, что Станиславский и Немирович-Данченко обращались в театре к форме худсовета - демократии - только в моменты кризиса. А так - это было товарищество совсем на иных началах. Все это самоуправление - такие дымовые завесы, словоблудные. Есть такое выражение - "стравлять пар", то есть выпускать излишки пара. А от "стравлять" до "стравливать" дистанция совсем маленькая. Например, по поводу одной моей очень успешной роли на коллективном, "демократическом" обсуждении один коллега, уважаемый и до сих пор благоденствующий, сказал: "Надо понять Табакову, что не задницей надо играть". А я в то время был, между прочим, директором "Современника", и у меня был такой искус дать ему так, чтобы он понял. И надо было обладать моей защищенностью "бегемота", чтобы промолчать. Так что я сам никаких обсуждений спектаклей с актерами не устраиваю.
- Так, демократию исключили. Значит - диктатура? Монархия?
- Просвещенный абсолютизм. Вопрос только в одном: есть человек, который с полвосьмого утра до полпервого ночи болеет театром, - будет дело. Нет - не будет. И это не только в театре, это везде, в любом коллективе.
- А профсоюзы, месткомы, коллектив?
- Ну какой может быть профсоюз у мужика, имеющего свое дело и дающего работу людям? Смешно! Так что сегодня профсоюзам самим нужно задуматься: что они сделали для социальных гарантий людей? Они же активизируются только во время выборов президентских или на местах! Вот чем нужно заниматься, опять же касаясь нашей сферы, - чтобы актер, закончивший театральный вуз, не мог получать зарплату меньше определенной суммы определенного уровня оплаты труда.
- Ну а вы? Взяли в очередной раз молодых актеров во МХАТ и в "Табакерку"? Какие вы лично можете им дать социальные гарантии, с контрактом-то всего на год?
- Но контракты у всех НА ГОД! А вот подарил мне квартиру мой дружок один - так я ее отдал молодой актрисе с ребенком. Так же в свое время получили квартиры Машков и Миронов. Театру подарили квартиру для Саши Марина, а у него был кооператив, он записал его на меня, а я разменял его на две - для Володи и Жени. Конечно, нам очень помогает мэрия Москвы, Лужков. Но не только же нам!
- Куда намерены идти дальше подведомственные вам два театра?
- Думаю, что премьер в обоих будет около полутора десятков. Для меня важно, что актеры Театра-студии занялись педагогикой - Миша Хомяков, Саша Мохов, что станут актеры ставить спектакли, вот Сережа Безруков. Важно, что в обоих театрах будут заняты в премьерах лучшие - Тенякова, Юрский, Мирошниченко, Невинный, Саввина, Любшин, Ольга Яковлева, Гвоздицкий. Не будет простаивать и молодежь. Спектакли у нас поставят режиссеры из Финляндии, Чехии. Зрители увидят пьесы лучших драматургов, от Островского, Леонида Андреева, Булгакова, Мольера до Павла Когоута. Рад возможности предоставить наши сцены молодой режиссуре, наконец народившейся сегодня, - Серебренникову, Карбаускису, Сенину, Невежиной. Надеюсь, что начнется строительство нового зала на 300 мест. Вообще - надеюсь. А как иначе?