Примерное время чтения: 3 минуты
97

Пушкин forever

УДИВИТЕЛЬНОЕ дело - как только в искусстве затрагивается образ гения, из тех, кто "наше все", критики буквально "делают стойку". И рьяно ополчаются на авторов пьесы ли, спектакля, фильма, книги: да как посмели? Посягнули, опошлили и т. д. И наконец, главный аргумент - он (то есть гений) был не такой. Ну, вот не такой, и все тут. Можно подумать, что кто-то из ныне живущих с тем гением водку пил или в баню ходил. Премьера в Театре им. Ермоловой "Пушкин" (романтическая драма, постановка Виталия Безрукова, в роли поэта - Сергей Безруков) вызвала в критике прямо-таки, как в старину говорили, "ажитацию". Безруковы, разумеется, рисковали, обратившись к такому материалу и такой персоне. Но автор и постановщик не претендует на истину в последней инстанции и на зачисление собственного опуса в шедевры. Это всего лишь версия, да и жанр не случайно обозначен не как документальная пьеса, а как романтическая драма, что уже заведомо предполагает домыслы и вымыслы. И определенную эмоциональную, личностную окрашенность.

Однако пока критики ломают перья, публика раскупает билеты на "Пушкина" на несколько спектаклей вперед. И главный магнит спектакля, - конечно же, Сергей Безруков, чья популярность после сериала "Бригада" стала еще больше. Помимо невероятно заразительной мощной энергетики и артистизма у Безрукова - дар обаяния. Быть может, даже порой помимо его воли, он всегда - адвокат своих персонажей. А уж тем более в роли Пушкина... Поэт у Безрукова - прежде всего живой человек. И мужчина, и мальчишка. Очень разный, романтический, хулиганистый, озорной, гневный, страстный, затравленный, униженный (особенно в сценах с Николаем I), тоскующий, влюбленный, ревнивый... Представленный не в виде памятника самому себе - из тех, по словам Набокова, мертвых гипсовых статуй, что переносятся бережно из века в век. Изображаемый не в позе роденовского мыслителя с пером в руке и печатью вдохновения на челе, как в известных советских фильмах из серии "ЖЗЛ". Безруков играет того Пушкина, к которому обращался Есенин: "О, Александр, ты был повеса, как я сегодня хулиган!" К тому, о котором все желающие могут прочесть в многочисленных и весьма разноликих воспоминаниях современников и кому ничто человеческое, в том числе и пороки, было не чуждо.

Пушкин - человек здесь, на сцене - через край. Да в нем и было все через край - ум, талант, веселость, страсти. Вот это "половодье чувств", бурное течение жизни с песнями, нянькиной наливочкой под огурчики и пирожки с грибами, с бальными кружениями, но и со страстями и размышлениями нешуточными. Мы видим Пушкина и в унизительном мундире камер-юнкера, и в расстегнутой алой рубашке. И гулякой праздным, и Поэтом. И грешником, и мучеником. В спектакле, безусловно, не лишенном недочетов (затянутой кажется его вторая часть и несколько статуарна Н. Сычева в роли Натали), все же удается главное - он рождает сердечный отклик зрителя по отношению к Пушкину, которому сострадаешь и с которым вместе веселишься. И которого уж никак не хочется судить, потому что - сказано же - не нам судить Пушкина.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно