ПРИ УПОМИНАНИИ о водоснабжении Подмосковья руководство Минэкологии области заняло "глухую телефонную оборону". Оно и понятно: похвастать великими достижениями в этой сфере не получится. Подмосковная питьевая вода по уровню загрязнения намного хуже московской и европейской. А "неисчерпаемые запасы", пригодные для употребления, постепенно истощаются. Нет, в отличие от других видов природных богатств, вода обладает замечательным свойством естественного воспроизводства. Но изменения экологической обстановки и бездарные методы хозяйствования не самым лучшим образом отражаются на ее качестве.
НАША СПРАВКА
В области протекает более 2 тыс. рек и речушек общей длиной 18,7 тыс. км. Озер примерно столько же. Их совокупная площадь превышает 133 тыс. км2. А еще 1200 прудов и 17 водохранилищ.
ИЗ-ЗА НЕУМЕРЕННЫХ вырубок Подмосковье уже потеряло половину родников и треть малых рек, т. к. при вырубке 10% леса в бассейне малой реки (длиной до 10 км) она укорачивается на 200 - 400 м, а при полном уничтожении леса - ИСЧЕЗАЕТ. В начале 90-х в окрестностях сохранившихся водных бассейнов Московской области ежегодно накапливалось по 14 млн. т навоза и помета (источник нитратного загрязнения вод). А на каждый гектар поля вносилось 100-200 кг минеральных удобрений, большая часть которых со временем растворялась в водоемах. Сегодня, хотя поля опустели, а многие животноводческие фермы закрылись, резко возросло загрязнение почв аммонийным азотом из-за массового садово-дачного строительства и неорганизованного отдыха в пределах водоохранных территорий.
Коварные скважины
90% ЖИТЕЛЕЙ губернии пьют воду, добываемую из глубоко залегающих подземных водоносных горизонтов. Считается, что они надежнее защищены от многочисленных источников загрязнения. Но "воды подземелья" отнюдь не безопасны по своему составу. Например, концентрации естественных компонентов - стронция, бария, бора, лития и фтора в подземных водах зачастую заметно превышают предельно допустимые. Подобные сюрпризы природа преподнесла Солнечногорскому, Мытищинскому, Балашихинскому, Люберецкому, Ленинскому, Подольскому, Чеховскому, Домодедовскому, Щелковскому, Павлово-Посадскому, Ногинскому, Орехово-Зуевскому, Шатурскому, Воскресенскому, Раменскому, Егорьевскому и Коломенскому районам.
Когда в Зеленограде, граничащем с Солнечногорским и Химкинским районами, изучали рост заболеваний желудочно-кишечного тракта и почечных инфекций среди детей, выяснилось, что причиной стала питьевая вода артезианских скважин. В некоторых микрорайонах Зеленограда снизили долю артезианской воды за счет смешивания с речной, снизилась и детская заболеваемость. Но, по мнению медиков, "отсутствие речного водоснабжения в обследованных населенных пунктах Химкинского и Солнечногорского районов делает проблему нормативного питьевого водоснабжения в Московской области еще более острой, чем в Зеленограде".
Настоящим бедствием стало бурение скважин "индивидуального пользования". Десятки объявлений частных компаний, предлагающих пробурить что угодно и где угодно за 300 - 1500 долл., висят в Интернете, на столбах и в газетах. Как пояснили в Главном управлении природных ресурсов и охраны природной среды по МО, бурение по новому закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" в лицензии не нуждается. А тот, для кого бурят, должен иметь лицензию на недропользование. Но лицензирование носит заявительный, т. е. добровольный, характер. В 99 случаях из ста хозяева получением необходимого документа себя не утруждают. В некоторых районах области из-за "учащенного" бурения уровень водоносных горизонтов понизился на 5 м. Кроме того, отработавшая свое скважина должна тампонироваться - заливаться бетонной смесью, чтобы в нее не попали загрязненные воды из других водоносных горизонтов. Это дорого стоит. Как правило, пользователи свои "бесполезные" скважины просто бросают. Около 3 тыс. предприятий и организаций в разные годы получили лицензии на недропользование. Но больше половины из них уже просрочены. Переоформить документы забывают не только на птицефабриках, но и в муниципальных образованиях. Теоретически такие водозаборы могут закрыть. Если это произойдет, то две трети Московской области будет обезвожено.
Независимые экологи пугают, что "интенсивный водозабор за последние полвека привел к резкому снижению напора артезианских вод и образованию больших депрессионных воронок под городами Люберцы, Красногорск, Химки, Балашиха, Подольск, Видное, Орехово-Зуево, Электросталь, Ногинск, Сергиев Посад, Клин. Под Москвой также огромная депрессионная воронка диаметром 100 км и глубиной 120-140 м, причем ее размеры продолжают расти. Воронка впитывает грязные воды Москвы-реки по ее руслу и пополняет ими чистые водоносные горизонты карбоновых известняков, тем самым ухудшая их качество".
Ржавые трубы
ПОРТИТ питьевую воду и катастрофическое состояние оборудования и сооружений водозаборных узлов, многие из которых построены в начале прошлого века. "Благодаря" коррозии труб живительная влага сверх меры обогащается железом. Бывает и хуже. Прошлой весной в пос. Октябрьский Люберецкого р-на в водозаборную скважину 1910 г. рождения попали фекалии. Жителей сразила эпидемия кишечных заболеваний. В Железнодорожном "гнилая" вода спровоцировала эпидемию гепатита. Надеяться на лучшее не приходится.