КАКИМ будет новый музыкальный сезон? В "Геликоне" сейчас не лучшие времена: денег нет, отпал спонсор-банк, где умер директор, а новая команда к опере равнодушна. В театре еле-еле выпустили дилогию "Макбет" и "Леди Макбет Мценского уезда" Верди - Шостаковича. Однако там планируют постановку Юрием Любимовым "Волшебной флейты" Моцарта и "Похищение из сераля" в постановке известного критика Алексея Парина. Специально приглашены солисты со стороны. Парин наверняка насмотрелся новомодных музыкальных спектаклей на Западе. Так что этот "моцартовский сезон" у Бертмана может стать любопытным, особенно на фоне серых буден оперной Москвы.
От Большого не знаешь, чего ждать. Большой сейчас - это помойка, радиоактивный источник заражения, и должен прийти Геракл, чтобы расчистить эти авгиевы конюшни. Хороших голосов нет. Ольга Сергеева, настоящая звезда прошлого оперного сезона, его открытие, и та уже в Мариинке.
Надеюсь на сюрпризы от Российского национального оркестра, куда пришел Владимир Спиваков. Новый Спиваков - не шоумен, а серьезный музыкант. Штампы "Виртуозов Москвы" спадают с него, а там, в оставленном им знаменитом ансамбле, набрали молодняк, и он тоже тешит надеждами.
У Госоркестра, с тоже новым руководителем Василием Синайским, впереди сезон "притирки". Синайскому будет трудно - коллектив оркестра стар, невозможно строптив, давно амортизировался в профессиональном смысле, качество игры нулевое - это тяжелое наследие. И сезон станет сезоном борьбы за качество.
Лидерами симфонического сезона, думаю, будут Спиваков и Федосеев, на дистанции - "Молодая Россия" Марка Горенштейна (у него необычайно интересный абонемент на этот сезон). Оркестр же В. Дударовой влачит жалкое существование, его утренние абонементные концерты - это реликт, черный задний двор оркестровой жизни.
В Музыкальном театре у нового руководителя Александра Тителя - молодая команда, как у Петра Фоменко. Но после классной "Богемы" спектакля такого уровня не было. Ждем "Летучую мышь". Уходят лучшие голоса - Ольга Гурякова поет за границей и в Мариинке. Это вечный "второй театр" рядом с Большим. Отсюда стремление то переплюнуть его в "Богеме", то удивить в "Любовном напитке". А тенденция студенческого спектакля, гитисовского капустника, сильно мешает. Певцы безголосы, но молоды и хорошо двигаются, и в целом труппа куда живее и интереснее, чем в Большом. Мешает и стиль руководства (сходный с близким к гениальности Колобовым в "Новой опере" - та же мужская истерика, невротизм). Отсюда и следствие - текучка кадров и нестабильность театра.
От Театра оперетты не жду ничего нового. Там уже сложился стиль микрофонного пения, неклассического оркестра в "силантьевском" жанре легкого джаза. С классикой там расправляются лихо, очевиден курс на коммерцию, пример - "Метро". Там уже не оперетта, а некий мутант, деградировавшая постсоветская музкомедия. Но у них свой зритель, своя ниша, хотя бурные аншлаги подчас сменяются пустыми залами.
Камерный театр Б. Покровского, к сожалению, - умирающий театр, несмотря на новое здание, подтверждающий истину мхатовских основоположников: театру отпущено не больше десяти лет яркой жизни. Там эстетика позавчерашнего дня. Нужно искать, меняться, а у Покровского даже учеников нет.
Из зарубежных гастролеров рекомендую редкое контральто - польку Эву Подлещ, действительно уникальный колоратурный голос.