ВКОНЦЕ июля центральные и региональные СМИ внезапно обратили внимание на странные процессы, происходящие в промышленном комплексе Самарской области: банкротство предприятий там становится в какой-то мере высокодоходным бизнесом!
Если судить по никем не опровергнутым сообщениям СМИ, душой процесса банкротства в Самаре является местный главный мытарь Александр Бахмуров. Он подбирает предприятия с активами, измеряемыми шестизначными цифрами (в долларах США), и задолженностью в бюджет. После чего имитируется их банкротство. Далее эстафету подхватывает Комитет по банкротству, возглавляемый Игорем Василюком. Затем, по рассказам трепещущих свидетелей, в игру вступает некто Хенкин - руководитель фирмы "Авиатур". В его явно "непрямые" обязанности входит связь с А. С. Бахмуровым, подбор внешних управляющих и переговоры с директорами предприятий, подвергающихся "атаке". Жертвами процесса "финансового оздоровления" уже стали завод "Стройкерамика", затем - Самарская подшипниковая корпорация "Шар", завод приборных подшипников и ряд других предприятий.
Завод-гигант СПК "Шар" по функциональным признакам был разделен на три самостоятельных завода. После этого стали ясны больные и слабые места производств. Заработали технические службы. Расчеты показали, что можно, не потеряв производственных мощностей, резко сократить площади, уменьшив тем самым энергоемкость предприятия. Более рационально были перераспределены цеха, что позволило сократить затратные механизмы. За полгода удалось создать два мобильных завода с очень хорошими потенциальными возможностями.
Все это не могло понравиться инициаторам процесса "оздоровления" Бахмурову и Хенкину, оставшимся в стороне. Последовали многочисленные проверки, внезапно возникла надуманная кредиторская задолженность предприятия в 500 млн. рублей. Заводские бухгалтеры долго боролись с налоговиками, юристы - с судами. Но банкротство все же состоялось.
Дальнейшее оказалось делом техники. Господин Хенкин быстро оказался членом совета директоров завода специальных подшипников и фактически - его полноправным "теневым" хозяином. На СПК "Шар" под его председательством проводится собрание кредиторов. Далее и начинается "финансовое оздоровление" предприятия: по сообщению газеты "Самарское обозрение", на территории предприятия... начинают открываться торговые места. На территории шарикового цеха открывается крупнейший в городе рынок "Караван".
Сначала осуществляется оценка помещений шарикового цеха, в результате чего стоимость его усыхает с 13 млн. рублей (балансовая оценка) до 2 млн. рублей. Далее делается ремонт помещений на сумму еще в 2 млн. рублей - за счет, заметим, самого СПК "Шар". Далее следует ряд изящных комбинаций с учреждением различных фирм, в результате чего рынок "Караван" фактически переходит в собственность... борцов за "финансовое оздоровление": господин Хенкин получает 23% акций, внешний управляющий "Шара" Ракитин - 4%, плюс еще 25,3% акций распространяются между фирмами, дружественными лично Бахмурову.
Таким образом, вместо того чтобы продать помещения за 13 млн. рублей и перечислить средства в бюджет, "финансовые оздоровители" тратят 2 млн. рублей самого предприятия и получают в собственность крупнейший рынок Самары. Плюс к этому половина заводоуправления СПК "Шар" передается все тому же господину Хенкину "для развития подшипниковой промышленности" (маленькая справка: господин Хенкин вообще-то занимается туристическим бизнесом).
Такое вот "финансовое оздоровление". Правоохранительные органы при желании могут легко установить, что аналогичные схемы применялись на многих других предприятиях, где вводилось внешнее управление.
Правда, остается надежда, что удастся это не везде. Такие известные в Самаре люди, как генеральный директор Самарского подшипникового завода Игорь Швидак и председатель совета директоров СПК "Шар" Александр Богусанов - народ опытный, в производстве и менеджменте предприятий для них секретов нет.
А вот завод приборных подшипников защитить некому, там нет своего Владимира Анисимова - генерального директора Самарского завода имени Тарасова, сумевшего дать жесткий отпор попыткам лжеоздоровления своего предприятия. Дебиторская задолженность ЗПП растет не по дням, а по часам. Словом, жди конкурсного производства и новых махинаций...
Подчас за красивыми словами и названиями таятся совершенно иные процессы. В результате внешне благого дела, называемого "финансовым оздоровлением", один из наиболее экономически развитых регионов России может потерять наиболее эффективные промышленные предприятия.