МОСКОВСКОЕ правительство впервые в истории провело отдельное заседание, посвященное сезонной и малозначительной, с точки зрения всего городского хозяйства, проблеме использования технической соли (NaCl) зимой. Министры и префекты, как выяснилось, тоже ходят в это время года по улицам и заметили, что NaCl под ногами гораздо больше, чем москвичам говорят. Причина оказалась до обидного банальной. Парк машин, соль рассыпающих, не поспевал за новыми нормативами ежедневного расхода, рекомендованными Академией коммунального хозяйства. И вместо 5 гр. на м2 щедро разбрасывал 50.
Однако в прошлом году дороги не только солили: Управление жилищно-коммунального хозяйства вместе с Москомприродой испытывали 29 видов противогололедных реагентов. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы заменить пресловутую соль чем-нибудь современным. "Победил" конкурентов жидкий хлористый калий (ХКМ). (От него так же, как и от соли, деревья будут гибнуть, а вот автомобильные шины - нет). За счет ХКМ объем использования NaCl будущей зимой снизится на 30 тыс. тонн, оставшиеся 300 тыс. тонн никуда не денутся и будут обязательно рассыпаны. Но не хаотично и не как дворникам угодно, а в соответствии с 1, 2, 3, 4, 5 и 6-й категориями, на которые поделены все городские дороги в зависимости от интенсивности движения. Что интересно, жидкий хлористый калий "покроет" магистрали и проспекты 1-й категории и МКАД, относящейся к категории 6. Все же остальные улицы, переулки, проезды и Садовое кольцо опять посолят.
Кстати, соль вот уже много лет не используют вообще всего в нескольких местах Москвы: на территории Кремля, МГУ и тех участках МКАД, которые прилегают к правительственным трассам. Снег в этих местах топят изысканным реагентом - уксуснокислым калием с добавками под названием "Нордикс". Как рассказали в Москомприроде, этот реагент давно применяют на всех аэродромах мира, потому как он нейтрален к инженерным сооружениям. Нашим же "заповедникам" он нравится еще и тем, что не впитывается в хрупкие здания памятников архитектуры в отличие от той же соли. Но экономный его расход обходится недешево. "Нордикса" требуется 2,5 кг на м2 на весь сезон в отличие от 4,5 кг соли и 5 кг хлористого калия, а стоит это удовольствие 12 руб., тогда как NaCl - 2 руб., а ХКМ 6 руб.
Словом, снег на московских дорогах массового потребления будут истреблять по-старому - солью. Разве что во дворах будут сыпать минеральное удобрение НКММ, очень полезное для деревьев. А чтобы оно не стало предметом купли-продажи у дворников и дачников, его решено немного приправить солью. Юрий Лужков же этой зимой хочет переключить внимание коммунальных служб на другую столичную проблему - сброс соленого снега в Москву-реку. И, по его мнению, эту "не экологическую, а моральную неприятность" нужно ближайшей зимой решить, построив дополнительно 25 простейших снеготаялок. Из них соленые реки потекут в коллекторы. Помните летние ливни и огромные лужи? Причиной были соляные пробки в трубах, промывать которые "Мосводостоку" не хватало ни техники, ни сотрудников. И это не говоря о 120 млн. руб. ежегодного экологического ущерба, которого, к сожалению, несмотря ни на какие эксперименты, не удастся избежать и в будущем году.