Примерное время чтения: 5 минут
134

Слышим, льется звон

В ТРИДЦАТЫЕ годы ХХ века Русская православная церковь потеряла около миллиона колоколов. Среди них и самые знаменитые - из московского Симонова и звенигородского Саввино-Сторожевского монастырей. Звонницы надолго замолчали. И лишь недавно оставшиеся "в живых" старые колокола начали снова обретать голоса. В печати даже появилась информация, что будет восстановлен и поднят на кремлевскую колокольню Царь-колокол.

- Это выдумки, - опровергает слух Инна Костина, хранительница колоколов Государственных музеев Московского Кремля. - Колокол разбит, и восстановить его невозможно. К сожалению, старые колокола при реставрации теряют голос. Точную копию можно отлить, но это будет стоить безумно дорого, такой колокол получится буквально золотым...

Ленин под ручку с Иваном Грозным

СЕЙЧАС на колокольне "Иван Великий" "допущено к звону" 20 колоколов. Самый главный - Большой Успенский - был отлит в честь победы над Наполеоном. Он весит 65 тонн, и его раскачивают шесть человек. Самые старые - XVI в. - очень изящны и по сравнению с Успенским просто колокольчики. Интересна судьба Реута, или Ревуна (32 тонны), работы знаменитого мастера Андрея Чохова. Реут дважды падал с колокольни - во времена нашествия Наполеона и в день коронации Александра Второго. История свидетельствует - это было дурное предзнаменование. И для Наполеона, и для Александра, убитого террористами. Сам же колокол целехонек. Звонит и по сей день.

Рассказывают, что охрана и сотрудники музеев частенько слышат на колокольне "Иван Великий" тяжелые шаги и вздохи. Якобы на верхнем ярусе иногда появляется тень Ивана Грозного. По словам Игоря Коновалова, одного из лучших звонарей России, которому не раз доводилось подниматься на колокольню, гораздо чаще видят на Соборной площади призрак Ленина, греющего над костром руки. Увы, отыскать хоть одного реального очевидца появления духов грозного царя или хотя бы вождя пролетариата в Московском Кремле не удалось.

А вот что совершенно точно, по мнению Игоря Коновалова, - колокольный звон отгоняет всякую "нечисть" и даже исцеляет болезни. Сколько раз случалось - поднимается звонарь на колокольню больным, простуженным, а спускается бодрым и здоровым. Как-то в канун Рождества пришлось на первом ярусе подтягивать языки к педалям. Был сильный мороз, бригада звонарей работала на ледяном ветру целый день. Но холода никто не ощущал - от старых колоколов исходило тепло.

В Москве сохранилось более ста старых колоколов. Но ни одного "подбора" - ансамбля, как в Ростове Великом. Оркестры, создаваемые веками - голос к голосу, были уничтожены в одночасье. Как ни старайся, невозможно повторить дореволюционный кремлевский рождественский звон. Ведь тогда на "Иване Великом" было сорок колоколов, сейчас - всего двадцать.

Женщина-звонарь

КОЛОКОЛЬНЯ Покровского собора (храма Василия Блаженного) несколько лет назад была вообще практически пуста.

- Наш собор вынужден был в тридцатые годы сдать все свои 13 колоколов, - рассказывает научный сотрудник музея "Покровский собор" Анна Бондаренко. - В старых документах можно прочитать: "отвес бронзы сдан", "отвес бронзы принят, погружен". А колокола были - каких поискать! Например, работы мастера Терентьева, автора знаменитого ростовского Сысоя.

За пять последних лет здесь удалось собрать неплохую коллекцию колоколов: родом от XVI до начала XX века. Звонница обретает голос во многом благодаря Анне Бондаренко, освоившей искусство колокольного звона. Легко ли научиться играть на самом тяжелом музыкальном инструменте? По мнению Игоря Коновалова, самое главное в этом деле - знание традиций церковных песнопений. Ведь колокольный звон в основном повторяет эти ритмы. Чтобы освоить самый "примитивный" звон, достаточно двух месяцев. Но чтобы стать настоящим звонарем, требуются годы. Архитектура, акустика, история - во всем этом необходимо разбираться, иначе какой же ты звонарь.

- Для того чтобы стать виртуозом, необходимо всецело отдать себя этому искусству, - считает Анна Бондаренко. - Россия может по пальцам перечесть своих знаменитых звонарей. Один из них, Константин Сараджев, жил и творил в начале ХХ века. Когда он звонил, вокруг церкви собиралась многочисленная публика, как в концертном зале. Его колокольные композиции были настоящими маленькими симфониями. Он мечтал построить специальную концертную колокольню. Разработал чертежи. Но после революции осуществить такой замысел было уже совершенно невозможно. Некоторые колокола ему удалось спасти и вывезти в Гарвард.

По мнению старых мастеров, сейчас, хотя все меньше остается потомственных звонарей, интерес к искусству колокольного звона растет. В Москве создана школа звонарей. Так что скоро от рождественских и пасхальных перезвонов у москвичей, как в добрые старые времена, будет дух захватывать. Нашим душам сейчас очень нужна торжественная, светлая, очищающая музыка колоколов...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно