К МОДНЫМ прогнозам большинство из нас относится примерно так же, как к прогнозам погоды: мы охотно принимаем к сведению, что сейчас модно то-то и то-то, но в повседневной жизни носим совершенно другое. Ни один кутюрье на сегодняшний день не может с гордостью заявить: "Моду улице диктую я!" Моду улицы диктует сама улица.
Народ творит ...
"СУЩЕСТВУЮТ случаи, ставшие уже классикой, когда мода пришла на подиум действительно с улицы, - говорит аналитик моды, искусствовед Варвара НЕКРАСОВА. - Помните, в советских учреждениях, конторах, НИИ дамы зимой имели обыкновение переобуваться в нарядные туфельки на каблуках. При этом не снимая теплые рейтузы. Сейчас уже трудно сказать, кто из художников подметил это первым, но лет 15 назад буквально во все коллекции модельеры включили это безумное сочетание элегантных туфель с легинсами. Правда, легинсы были гораздо лучшего качества, чем наши рейтузы. Но подсмотрели дизайнеры это именно на улице".
Джанни Версаче в начале 90-х навлек на свою голову проклятия панков всего мира, когда выпустил на подиумы Парижа и Милана коллекцию в псевдопанковском стиле - платья, куртки, юбки из черной кожи, утыканные золотыми булавками. Панки шипели и плевались, когда видели, как презираемый ими истеблишмент с радостью облачается в "помоечные прикиды" стоимостью в несколько тыс. долл. Хотя панковская мода была рождена в самых злачных недрах больших городов, ни один уважающий себя модельер, как говорится, об это просто руки бы марать не стал.
выбирает ...
КОНЕЧНО, совсем игнорировать индустрию моды улица не собирается - она просто отбирает из предлагаемых на сезон тенденций то, что придется ей по вкусу. Любая уважающая себя фирма по производству одежды, косметики и пр. имеет целый штат маркетологов, которые целыми днями ходят по улицам и наблюдают, что понравилось народу из прошлых коллекций, каким образом он это адаптировал и что нового на этой основе придумал. Замечается все - даже цвет и фактура туалетной бумаги, пользующейся максимальным спросом.
Как показывает практика, из всех дизайнерских идей отбирается прежде всего что-нибудь экстравагантное. Молодежь всего мира (и Москвы в том числе) приняла на ура реанимацию стиля хиппи. Просто джинсы носить уже поднадоело, а "не просто джинсы", расшитые бисером, стразами, перьями, тесьмой, кусочками зеркала, яркими цветами и прочим, что попалось на глаза, разлетались в момент и в бутиках, и на вещевых рынках. По той же причине прижились у московских тинейджеров широченные штаны с квадратными накладными карманами.
Во вторую очередь отбирается то, подо что можно легко адаптировать свой гардероб. Например, трикотажные платья ярких цветов. Большинство москвичек не в состоянии выложить солидную сумму за такое платьице, сшитое из высокотехнологичного трикотажа, поэтому в ход пошли крепдешиновые платья мам и бабушек, которые перекраивались в соответствии с модным силуэтом.
Отношение с одеждой у русских женщин - сплошное единство и борьба противоположностей. Нами руководят два взаимоисключающих друг друга желания: быть ни на кого не похожей (сказывается опыт времен социализма, когда всех стригли под одну гребенку), острой, экстравагантной, но в то же время купить вещь "культурную", которая бы не бросалась в глаза и не вызывала бы ернических замечаний со стороны малознакомых нам людей. На московских улицах сегодня можно увидеть такие туалеты, которые на Западе носит довольно узкий круг богемы. Но при этом декольтированное, облегающее, вызывающе сексуальное платье прикрывается скромненькой кофточкой или плащиком. И вообще, среднестатистический москвич или москвичка сегодня одевается лучше, элегантнее, чем среднестатистический американец или европеец. Тело прикрыто - и ладно. Для нас же гардероб - один из жизненно важных вопросов, своеобразный показатель социального статуса.
подражает ...
ВОТ за кем пристально следит улица, так это за кино- и шоу-звездами. Ни одному модельеру даже мечтать не приходится о такой внимательной и благодарной аудитории. После выхода знаменитой "Касабланки" с Хемфри Богартом и Ингрид Бергман мужчины стали носить короткие полупальто, до этого считавшиеся "униформой" криминального мира. Фильм "Однажды в Америке" возродил к жизни гангстерский стиль 30-х годов с их костюмами в полоску, шляпами с заломленными краями, белоснежными кашне и усиками-ниточкой. А "Битлз"!.. Андрей Макаревич вспоминает, как в 70-е годы он ложился спать в резиновой шапочке, чтобы выпрямить свои буйные кудри и быть похожим на подстриженного под скобочку Джона Леннона. У нас свою лепту в уличную моду внес Виктор Цой, который перевел "косуху" (черную кожаную куртку с косой застежкой) из элемента сугубо рокерского в объект мечтаний юношей из "приличных семей". А фильмы с Любовью Орловой, Мариной Ладыниной, после - с Людмилой Гурченко буквально заменяли советским женщинам журналы мод.