...Дома
Вечером 7 ноября 1923 г. во всех окнах Большого дома в Горках горел свет. Возле стеклянных дверей, ведущих на террасу, разговаривали две женщины.
- В Москве все по-прежнему. Холодновато только. Квартира в Кремле в порядке. Да, ты представляешь, какой-то идиот распорядился остановить часы в Володином кабинете на 8.15.
- Правильно. Ведь в это время он вышел из кабинета.
- Но не навсегда же? Зачем превращать его рабочее место в музей? Никак не дождутся его смерти, что ли? Я, кстати, видела Сталина. Он сухо поздоровался со мной и сказал, что надеется больше не увидеть Ленина в Кремле. А потом помолчал немного и добавил: "До его полного выздоровления". Да, Маняша, как себя чувствует Володя? Он поднимется к нам?
- Сейчас чуть лучше. Охранник передал мне его записку. Володя говорит.. - никак не привыкну к его немоте - пишет, что он поужинает с нами. Я уже распорядилась приготовить его любимую кашу... Наденька, ты бы оделась в этот вечер понаряднее. Все-таки такой праздник.
На этом разговор Надежды Константиновны Крупской и Марии Ильиничны Ульяновой завершился. Родственницы разошлись по своим комнатам готовиться к празднованию 6-й годовщины Октябрьской революции.
Однако Ленин в тот вечер к столу не вышел. После поездки в Кремль 18 октября 1923 г. он так и не пришел в себя. К приготовленной для него большой тарелке, украшенной двуглавым орлом (другой посудой кремлевский комендант пролетарского вождя обеспечить не смог), аппетитно дымящейся манки никто не притронулся. В столовую вошел охранник:
- Надежда Константиновна, вам записка.
Крупская развернула сложенный пополам белый листок бумаги: "НК, почитай мне Лондона. Жду. В. И. Ульянов (Ленин)". До десяти вечера она читала мужу "Любовь к жизни" Джека Лондона. Потом погасила свет и тихонько закрыла за собой дверь. Сама легла в разобранную кровать, которую распорядилась поставить в ленинском кабинете. Благо он был через стенку от его комнаты. Последний в жизни Ленина день Октябрьской революции ушел в историю. Через два месяца туда же отправился и сам Ильич...
...В музее
Сегодня побывать в Горках Ленинских, что всего в 20 минутах езды от станции метро "Домодедовская", может любой желающий. По словам работников музея, таковых с каждым годом становится все больше и больше. Конечно, по сравнению с сотнями тысяч туристов, посещавших Горки в 70-х годах, нынешние 50 тысяч - ничто.
Входной билет для взрослого стоит 10 руб., для студента и школьника - 5. Каждую четвертую среду месяца лиц, не достигших 18 лет, впускают вообще бесплатно. Бывают в Горках не только наши сограждане. Каждый третий посетитель - иностранец. А летом усадьбу на один день арендует клуб жен послов, которые после экскурсии устраивают на лужайке пикник.
Кроме парка и Дома-музея в Горках работает масса других музеев. Крестьянского быта, например, или политической истории России. В огромном административном здании, возведенном в 1985 г. и чем-то напоминающем крематорий, проходят всевозможные мероприятия - от съездов политических партий до конференций. Арендная плата за пользование конференц-залом и кинозалом весьма условна - чуть более 1 тыс. руб. в день.
В десяти минутах ходьбы от мрачного мраморного здания находится Большой дом усадьбы вдовы известного промышленника Саввы Морозова, в котором с 1918 по 1924 г. жил Ленин. Он не собирался долго жить в Горках и не раз говорил, что остановился здесь "временно". А посему ничего из обстановки в доме не менялось.
Это решение характеризует последнего (если не считать Дмитрия Ульянова, жившего в Горках после кончины Ленина до середины тридцатых) владельца дома как человека с отменным вкусом: потрясающая мебель и паркет из драгоценных пород дерева, мраморные камины, украшенные гипсовыми скульптурками купидонов и французских императриц, бронзовые люстры, картины кисти знаменитых художников.
Единственное, что привнесли Ульяновы-Ленины в обстановку, - это книги, многочисленные подарки, выставляемые Крупской в последний год жизни Ленина, чтобы его подбодрить. На первом этаже в стеклянных шкафах, заполненных жидким газом, находятся личные вещи Владимира Ильича - френч из голубой фланели, высокие сапоги 39-го размера, меховая куртка и унты, перчатки, охотничье ружье. Около лестницы, ведущей на второй этаж (специально для парализованного вождя были сделаны двойные перила), стоит небольшой автомобиль, подаренный английскими рабочими. В зимнем саду, где был устроен кинозал (Ильич очень любил пересматривать немой фильм "Красные дьяволята"), находится знаменитое кресло-каталка, на котором Ленин провел свои последние месяцы и на котором его, уже невменяемого, с безумным взглядом, запечатлел фотограф.
В общем, посетителям показывают все помещения дома, включая кухню и ванную. За исключением самой интимной комнаты - туалета. Зато у экскурсантов есть прекрасная возможность восхититься белоснежной, в сиреневый цветочек английской раковиной. Столь огромной по своим размерам, что если внести ее в обычную квартиру, то в ней, то есть квартире, ни на что другое места уже не останется.
На улице, на выходе с территории Дома-усадьбы, стоит потрясающий памятник работы скульптора С. Меркурова "Похороны вождя" , установленный в пятидесятых годах. Памятник указывает направление "траурного пути", по которому из Горок в сторону железнодорожной станции несли гроб с телом Ленина.
Экскурсия же следует в другую сторону - к домику, где сейчас располагаются кремлевские кабинет и квартира Ленина, перевезенные в Горки в 1994 г. по распоряжению тогдашнего премьера Черномырдина "на временное хранение в связи с ремонтными работами в Кремле".
Работают здесь (всего в Горках за зарплату, составляющую в среднем около тысячи рублей, трудятся чуть больше ста человек) в основном энтузиасты. Экскурсовод Александр Михайлович почти с фанатизмом демонстрирует экспонаты перевезенного музея - рояль, аккомпанируя на котором Владимир Ильич пел Надежде Константиновне романсы, ноты с карандашными рисунками его младшей сестры Оли, книги из личной библиотеки Ленина (в год она пополнялась на 2 тыс. экземпляров) с автографами авторов, среди которых Шоу, Бухарин, Троцкий и даже поп Гапон (на брошюрке 1905 г. издания).
Кремлевскую кровать Ленина покрывает плед, подаренный ему матерью в 1910 г. В комнате Крупской - ее платья (довольно скромные), стоптанные туфли. На кухне - разнокалиберная посуда, алюминиевые кастрюли и даже продукты - соль, два куска сахара, чай, кофе, цедра, оставшиеся с 39-го года (Крупская умерла в санатории, и вещи из квартиры автоматически перешли в музей)...
P. S. "А о чем вы будете писать? - строго спросила меня научный сотрудник Горок Ленинских (так официально называется заповедник, занимающий 350 га).- Тоже, наверное, ругать нас будете? К нам ведь часто приезжают журналисты, и все, как один, обещают написать хорошо. А потом все равно ругают. И ни один, слышите, ни один не пишет о вопиющих безобразиях. Каких? А вы разве не заметили, какой вид открывается из траурного зала? Вид на дачи!!! Раньше вблизи нашего объекта не разрешали производить застройку. А сейчас - строят! И знаете, кто один из нарушителей? Председатель Партии любителей пива!"