Примерное время чтения: 4 минуты
136

Бум "Маргарит"

О ВЕЛИКОМ романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" можно сказать так: видит око, да зуб неймет. Ну просто мистика, не дается он режиссерам в руки никак! Особенно в кино. Все зарубежные киноэкранизации - провальные. Даже такой мастер, как Анджей Вайда, потерпел неудачу. У нас к роману безуспешно подступались Элем Климов, Владимир Наумов, Георгий Данелия, Геннадий Полока, Игорь Таланкин. Последние попытки: дерзнул переселить булгаковский роман на киноэкран Юрий Кара, но, как известно, сделанный им с лучшими нашими актерами фильм пропал, исчез, причем бесследно. Недавно широко объявил о грядущем телесериале по "Мастеру и Маргарите" Владимир Бортко - но тотчас все стихло. Зато в театре "роман с романом" сегодня явно складывается хоть и спорно, но разнообразно.

Сценическое меню

И КАК же чувствуют себя булгаковские герои на сцене? В Москве постоянно идут две талантливые версии - у Любимова на Таганке и у Беляковича на Юго-Западе. Явный "прокол" один - скандальное действо в Театре Кирилла Ганина, где, как обычно у этого режиссера-"концептуалиста", были сплошь голые. На Международной театральной олимпиаде весной, видимо, будет показан нашумевший на Авиньонском фестивале литовский спектакль Оскараса Корщуноваса (новое для нас имя в режиссуре, но в Европе уже известное). Утвердился в афише молодого театра "Драм-антре" дипломный спектакль гитисовского курса Марка Захарова - постановка его ученика Сергея Алдонина. И уж совсем на днях в аудитории Школы-студии МХАТ был сыгран еще один дипломный спектакль (курс Авангарда Леонтьева, режиссер Герман Энтин).

"Мастер и Маргарита" Алдонина мне активно не понравился еще в студенческом, дипломном варианте для аудиторных показов. Однако отправилась смотреть его повторно, на большой сцене, в Театр им. Станиславского. Спектакль не понравился еще больше. Как я узнала, молодой режиссер в последнее время увлекся постановкой различных эстрадных шоу, и это очень заметно. Горные выси и темные бездны, загадки и тайны романа бесшабашно, игриво и легкомысленно-безответственно превращены в лихое эстрадное шоу с его неизменными и худшими атрибутами - аляповатостью и пошловатостью. Получился этакий кукольный театр, театр ряженых, балаган, художественная (а скорее, малохудожественная) самодеятельность. Очевидно влияние учителя, Захарова, но в его дурном преломлении - и грохочущая музыка, и номера "на публику". Коровьев скоморошествует с интонациями Ефима Шифрина (в этой роли - сам режиссер). Маргарита напоминает девушку с Тверской. Воланд с интонациями юноши из подворотни. Текст - сплошная отсебятина, приправленная безвкусицей, откровенным китчем, беспрерывным ерничаньем и выкаблучиванием. Со сцены звучит даже пара матерных слов. Зал ликует, актеры бестолково суетятся, бегают, выпрыгивают в зал, натужно расцвечивают чуть ли не каждую реплику, как бездарные конферансье. Адаптация для тинейджеров, аншлаговая версия для тех, кто романа не читал.

Так вы прочтите!

САМИ понимаете, с каким смутным тоскливым предчувствием шла я на дипломный спектакль в Школу-студию МХАТ. И тем радостнее сюрприз. Тесная аудитория. Белые стены. Черно-белые костюмы. Двенадцать ребят и девочек в черном, назвав себя по имени, начинают полуторачасовой спектакль - главы из романа, пять глав. Умная и талантливая инсценировка рассчитана на тех, кто роман читал и хорошо знает, и даже на тех, кто не просто "проглотил" модный текст, но о нем думал. Это тот счастливый случай, когда роман не пытаются низвести до уровня масскультуры, попсы, а предпринимают деликатную и в то же время смелую попытку соответствовать его истинной глубине и смыслу.

И получился строгий, живой, мудрый, чувственный спектакль. Отброшены самые, казалось бы, выигрышные, хотя бы даже в актерском смысле, сцены, те, что у всех на слуху, весь полуанекдотический фон Москвы 30-х, самый известный текст, давно растасканный на афоризмы. Оставлено главное - история "вечной, верной, единственной" любви.

Юные исполнители не по-юному содержательны, все они несут некую умную энергетику. Особо отмечу Ксению Кузнецову (Маргарита) с ее трагическим темпераментом и ведьминской сексапильностью и Ивана Петрова (Воланд и Мастер в одном лице, что уже - концепция). После долгих разочарований и пессимистической крепнущей убежденности, что булгаковский роман - проклятое произведение для театра и кино, эта студенческая постановка, которая скорее всего вскоре, увы, как и положено студенческим постановкам, прикажет долго жить, - серьезное и радостное событие.

И эта явная, неожиданная удача - не знак ли незримого ободряющего присутствия самого Мастера, Михаила Афанасьевича? Снова - мистика: видно, не всякого электричества не выносит Мессир!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно