Примерное время чтения: 4 минуты
127

"Яуза" не по карману

ХОЧЕТСЯ, знаете ли, ездить с комфортом. Нет, не обязательно на шестисотом "Мерседесе", а хотя бы на самом демократичном из всех видов транспорта - на метро. Мы, разумеется, не спорим, что московское метро - самое надежное, красивое... Но от давки в часы пик его красота не спасает. К тому же шум, суета - все это не идет на пользу нервной системе. Только пассажиры Люблинской линии имеют возможность ощутить, что такое комфорт ХХI века: вот уже полтора года по их ветке ходит поезд нового поколения - "Яуза". Когда подобного счастья удостоятся остальные москвичи? Судя по всему, не скоро. К концу 2001 г. мытищинский завод "Метровагонмаш" планирует выпустить лишь три состава "Яузы". На фоне всего парка столичного метро - капля в море.

250 вагонов нужно менять

В ПРИНЦИПЕ Мытищи готовы делать 35 составов ежегодно - необходимые мощности есть. Все упирается в деньги. Завод работает исключительно на госзаказ. В федеральном бюджете деньги на развитие метрополитена прописаны отдельной строкой. Депутаты, как известно, на метро не ездят. Далеки они от проблем общественного транспорта, вот и закладывают в бюджет по минимуму. "Кроме трех составов "Яузы" в этом году мы собираемся выпустить 79 вагонов старой серии, - говорит главный инженер "Метровагонмаша" Виктор Воробьев. - Еще 66 пройдут через капремонт. У нас нормальные отношения с руководством Московского метрополитена, но они не спешат расплачиваться за полученную продукцию. В 1997 г. мы отдали продукции на 50 млн. долл., но до сих пор не получили и половины этой суммы".

Срок службы вагонов старого образца (у этой серии нет своего названия, как у "Яузы", есть только номер - 717) - 30 лет. Сейчас в эксплуатации находится 4 тыс. вагонов. Согласно программе развития метрополитена в текущем году надо менять 250 из них. Но выделенных средств хватает от силы на полторы сотни. Что бы мы ни говорили о достоинствах нашей подземки, надо честно признать: большая часть подвижного состава уже выработала свой ресурс.

По словам специалистов, "Яуза" принципиально отличается от тех "голубых экспрессов", которые в данный момент бороздят "подземные магистрали столицы". "Во-первых, это новый высокопрочный кузов, устойчивый к воздействию агрессивной среды, - убежден главный конструктор "Метровагонмаша" Алексей Грицаев. - Во-вторых, совершенно другая "тележка": благодаря пневматике пассажиры меньше чувствуют качку. Дизайн, шумо-изоляция, новое освещение и двери... Но главное - полная автоматизация системы управления. "Яуза" способна обходиться без машиниста. Проблема в том, что у метрополитена не приспособлены для этого напольные устройства - так называется вся система приборов, обеспечивающая движение. И не хватает квалифицированных специалистов".

Разбор полетов

СЛОЖНОСТИ в обслуживании "Яузы" видны на примере экспериментальных составов Люблинской линии. Эта ветка была выбрана для обкатки нового поезда по той причине, что наименее загружена. Каждую среду в депо "Печатники" проводят "разбор полетов". Выясняется, что персонал допускает одни и те же технические ошибки. Машинисты недостаточно обучены (пока "Яузу" умеют водить лишь 35 чел.) - зачастую состав приходится снимать с линии из-за неправильно введенной программы.

О том, чтобы запустить "Яузу" на других линиях московского сабвея, пока и речи нет. Под новый поезд надо целиком менять электронную "начинку" на линии. При тех темпах закупки "Яузы", которые демонстрирует сейчас метрополитен, мы на своем веку вряд ли дождемся этого праздника. К тому же поезда нового поколения стоят почти в два раза дороже, чем пресловутые 717-е составы. С другой стороны, "Яуза" более экономна: при торможении она возвращает часть электроэнергии в сеть. Так что затраты в конце концов окупаются...

В тесноте

КАК отмечают специалисты, Московский метрополитен является самым загруженным в мире. По объему пассажиропотока он превосходит подземки таких мегаполисов, как Париж или Токио. Средняя скорость поездов - 46 км/ч - считается очень высокой. Интервалы движения в часы пик - 40 сек. (этот показатель можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса). Плотность заполнения вагонов достигает восьми человек на квадратный метр. ("В принципе уместится и десять, - говорит Грицаев. - Доказано опытным путем, на солдатиках эксперимент проводили".) Трудно поверить, что когда-нибудь мы начнем ездить в метро с таким же комфортом, как, например, в Германии. Но, может, оно и к лучшему: всегда будем ближе друг к другу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно