СПЕКТАКЛЬ Дмитрия Астрахана "Путники в ночи" в Театре им. Пушкина - мелодрама, любовь-морковь, популярные артисты по сцене два с половиной часа гуляют. Само по себе это, с точки зрения критика, ничего интригующего не несет, однако же - аншлаги! И потому куда увлекательнее поразмыслить над таким феноменом, как творения театрального и кинорежиссера Дмитрия Астрахана и сила их воздействия на зрителя. Сколько слез пролито над судьбами героев его фильмов "Ты у меня одна", "Все будет хорошо" и другими! (Доброе телевидение регулярно повторяет данные опусы, следуя пожеланиям народа.) Слез, заметьте, искренних. Что же заставляет не только замученных бытом домохозяек, но и людей вполне респектабельных, вне зависимости от возраста и профессии, говоря молодежным языком, "западать" на астрахановские произведения?
Надо отдать должное режиссеру: он досконально изучил строение человеческой души и, зная значение каждого клапана, аккуратно и точно на эти клапаны нажимает. И результат не заставляет себя ждать. Не скажу, что это плохо: в профессионализме Астрахану не откажешь, да и публике куда ближе и интереснее наблюдать за героями, похожими на соседа по подъезду, нежели за заморскими и непонятными Луисами Альберто и Мариеленами. Когда в минувшем сезоне Астрахан вернулся на театральные подмостки, поставив в Театре им. Пушкина спектакль "Леди на день", в этом коллективе вспомнили, что такое переаншлаг. Поэтому нового спектакля Астрахана в Пушкинском ждали, поскольку было ясно: беспроигрышная формула успеха режиссера оправдает себя и на этот раз.
В "Путниках в ночи" все рассчитано до мелочей. Знаменитая песня "Strangers in the night" в исполнении Фрэнка Синатры в качестве основного и единственного музыкального сопровождения наверняка у многих сидящих в зале вызывает свои ассоциации, что уже располагает к восприятию спектакля. Популярный актер Игорь Бочкин - красавец и любимец дам - в главной роли. Жанр, наиболее воспринимаемый нашими утомленными жизненной беготней мозгами, - комедийная мелодрама. Обязательный хеппи-энд, наконец. Казалось бы: чего еще не хватает? Смотри и радуйся. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось ясно: не хватает. И очень многого. Ибо за всеми этими внешними ширмочками-обманочками скрывается вопиющая, пугающая пустота. В первую очередь сюжетная.
В течение двух с лишним часов мы наблюдаем за банальной кухонной разборкой самовлюбленного телеведущего Сергея Куприянова (Игорь Бочкин) и его супруги Ирины (Анна Легчилова). Все предсказуемо: любит - не любит, изменял - не изменял и т. д. После каждого темпераментно произнесенного монолога и повисшей вслед за ним паузы начинаешь мучительно соображать: а что дальше? Но находчивость драматурга Олега Данилова (постоянного автора Астрахана) просто поражает. В ход пущен весь набор милых нелепостей, способных отвлечь внимание зрителя: как только очередной тайм разборки начинает увязать, в действие вторгаются новые персонажи и новые ситуации. Вся эта кутерьма смотрелась бы даже забавно, если бы не временная протяженность. Сыграть бы это в водевильном темпе минут за сорок - и веселее, и драматургическо-режиссерские проколы не так видны. Правда, зритель, если даже и обращает внимание на небезупречность данного сценического творения, старается этого не замечать, все равно радуется, как ребенок. И аплодирует стоя...