НА КРЫМСКОМ валу у входа в Третьяковку народ стоит в очереди, мерзнет на улице. Государственный Русский музей из Санкт-Петербурга привез к нам знаменитый "Девятый вал" Айвазовского. (Картина эта не появлялась на московской земле аж с 1967 г., когда отмечали 150-летие со дня рождения художника.)
Третьяковка обрамила шедевр двумя десятками картин из своих запасников, но все равно "Девятый вал" притягивает внимание. Сначала вы смотрите на бушующее море сверху словно отстраненный зритель. Потом вместе с людской толпой в окружении маленьких художников, которые слетелись со всей Москвы, чтобы попытаться срисовать секреты редкого для нашей сухопутной столицы шедевра, доходите до самого полотна - и на вас обрушивается вся мощь кипящих волн. Вы чувствуете себя маленькой песчинкой рядом с этим напором фантастической силы. Откуда человек, живший на берегу, мог знать и ТАКОЕ море?
Великая страсть - рисовать море - проявилась у Ивана Айвазяна в Феодосии. Море естественно вошло в его жизнь, когда он был еще мальчиком. Море плескалось, бушевало, струилось, останавливалось. Волны набегали на берег и уходили обратно в морскую пучину. Море навсегда стало главным героем его произведений. Айвазовский - художник романтического направления, который начал как романтик в начале 30-х годов ХIХ века и остался верен этому направлению до последних своих дней в 1900 г. Всего его кисти принадлежит около 6 тыс. полотен. Как много вобрала в себя его долгая жизнь! Однажды его, еще студента, как самое талантливое дарование академии представили Александру Сергеевичу Пушкину и его супруге. В другой раз, прогневав завистников высокой наградой за выставленную без согласования работу, он навлек на себя немилость самого императора. Будущее художника, учеба в Академии были под сомнением. Великий баснописец Иван Андреевич Крылов приезжал тогда утешить и подбодрить Айвазовского. За одаренного юношу вступились. Только благодаря такому заступничеству тот жестокий шторм, случившийся не на море, а в жизни, и который чуть было не погубил художника, отступил.
В 1850 г. Айвазовский пишет "Девятый вал". Картина сразу была приобретена царем Николаем I для императорского Эрмитажа. В 1897 г., когда создавался Государственный Русский музей, полотно было передано в его коллекцию. И до сих пор ревущие волны разбушевавшейся стихии волнуют нас, потому что девятый, самый высокий и страшный, вал жизненных бедствий накатывает на каждого из нас рано или поздно. Мы сочувствуем и сопереживаем героям этой картины. Это актуально всегда!