Примерное время чтения: 5 минут
266

Театр им. Образцова: рыбок и птичек "съел" ресторан

...В ЭТИ ДНИ три десятилетия назад в новом здании Центрального театра кукол на Садовой-Самотечной творилось что-то несусветное! Строители еще не ушли, а артисты и сотрудники постановочной части уже осваивали новое сценическое пространство: в творческих муках готовилось долгожданное новоселье.

Вольнодумцы

ОБРАЗЦОВ поручил мне сочинить текст плаката-телеграммы - я служил у него помощником по литературной части. Привожу ее полный текст: "Срочная Москва востребования Всем москвичам от 5 до 125 лет Новый сезон мы открываем в новом доме тчк В нем два зала тчк Детям и взрослым тчк Зимний сад зпт большой музей тчк В аквариумах рыбы зпт в клетках птицы тчк Детям приготовили спектакль "Солдат и ведьма" зпт взрослым гала-представление тчк Ждем нетерпением Куклы".

Больше месяца типография возилась с нашим заказом. А когда тираж оказался готов, появилось распоряжение, согласно которому любую афишу в городе можно было расклеить исключительно после соответствующего разрешения вышестоящей инстанции. Театр Образцова и прежде, и теперь находится в подчинении у Министерства культуры РФ. Послали туда афишу в полной уверенности, что новое распоряжение - всего лишь формальность, никакой опасности для нас не представляющая. Но не тут-то было.

- Подать сюда автора! - потребовало министерство. И пришлось мне срочно ехать в Китайский проезд.

- Мы тут посмотрели вашу телеграмму - все мило и оригинально, как всегда у Сергея Владимировича. Но министр верно подметил: надо кое-что поправить, совсем немного! Конечно, никто не спорит: был и культ личности, и 37-й год - все верно. Однако ХХ съезд свое веское слово по этому поводу уже сказал. Стоит ли сейчас снова ворошить прошлое? При чем здесь клетки?

- Но у нас действительно в Зимнем саду установили дерево с сусальными листьями, на нем висят клетки с канарейками.

- Ну и пусть себе висят, кто возражает! Но зачем эти намеки на ГУЛАГ в афише? Одним словом, надеюсь, вы понимаете, указания министра не обсуждаются, так что примите к сведению и желаю успеха!

Прямо из министерства отправляюсь в "Известия" к Всеволоду Цюрупе, заместителю редактора по отделу литературы и искусства. Рассказываю всю эту нелепицу. Он смеется и дает указание подготовить текст нашей телеграммы как информацию для публикации в ближайшем номере газеты. Точно так поступил и главный редактор "Вечерней Москвы" Семен Индурский. Дальнейшее сопротивление министерства утратило всякий смысл: плакат был расклеен по всему городу.

Старый хозяин и...

ОБРАЗЦОВ был по-настоящему счастливым человеком, потому что успел при жизни сам себе воздвигнуть памятник благодаря своему исключительному таланту и трудолюбию. Надо было видеть, как этот далеко уже не молодой человек дважды в неделю к 8 утра много лет подряд исправно ездил на строительные оперативки. Как лазил по лесам, стараясь не упустить ни одной мелочи, не обращая внимания на вид, который от этих занятий приобретала его одежда. Любая деталь занимала "хозяина", как звали в театре Образцова. А он и в самом деле был рачительным хозяином, без всяких кавычек. Не зря на одной из пресс-конференций, предшествовавших новоселью, кто-то из зарубежных корреспондентов спросил у Сергея Владимировича: правда ли, что театр сооружается на его личные средства?

Часы на фасаде - предмет особой гордости Образцова. Как и музей, и библиотека, и Зимний сад с теми самыми птичками в клетках и рыбками и знаменитым "Мальчиком у воды" Александра Матвеева. Это он, Образцов, придумал обить кресла в зале для самых маленьких зрителей тканью разных цветов. Такими же красками попросил напечатать билеты с тем, чтобы ребенку легче было найти свое место без помощи взрослых. А какого труда стоило добыть сантехнику для малышей! Помогли зарубежные друзья - ведь Образцова знали и любили во всем мире как человека, не позабывшего своего детства...

В мае 1992 г. Сергея Владимировича не стало. Конечно, найти человека, который смог бы достойно продолжить его дело, не так-то просто. Какое-то время театр по инерции держался на плаву. Однако в данном случае речь идет не о творческих достижениях (а точнее, об их отсутствии), но о планомерном разрушении самого здания театра.

...хозяин новый

ВСЕ началось с того, что в один прекрасный (или ужасный?) день оказался разрушен Зимний сад со всеми рыбками, птичками и экзотическими растениями. На его месте открыли ресторан, присоединив территорию детского парка, в котором Образцов когда-то мечтал поставить памятник своему другу Корнею Чуковскому. Затем потеснили и музей, в котором собраны куклы из многих стран мира. Прекратили играть спектакли в Малом зале. А чтобы в будущем ни у кого не возникло желания туда вернуться, капитально разрушили фойе. Да так, что теперь никто никогда не сможет попасть в этот зал.

В настоящее время система "спецпитания", грубо вклинившаяся в детище Образцова, проводит реконструкцию "своих" владений. И это откровенное безобразие происходит на глазах у равнодушно взирающих на все чиновников из Министерства культуры РФ - ему по-прежнему принадлежит театр - в канун столетия со дня рождения великого гражданина мира, подарившего нам свой редкостный талант, а вместе с ним и уникальный Театр. Ими - Образцовым и созданным им театром - вправе гордиться не только Москва и не только Россия, потому что такие люди и такие театры родятся даже не раз в сто лет. Неужели же никому нет дела до того, что у нас на глазах среди бела дня варварски разрушается Храм, призванный, по мысли его создателя, вечно служить детству???

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно