ИЗВЕСТНАЯ шутка времен прошлогоднего пожара на Останкинской башне о трех главных отечественных достопримечательностях: самой большой в мире пушке, которая не стреляла, самом большом колоколе, который не звонил, и самой большой телебашне, которая не показывает, во многом остается актуальной и по сей день. О том, что рушатся все обещанные властями восстановительные сроки, легко могут догадаться тысячи москвичей и жителей Подмосковья при одном взгляде на качество картинки в своих телевизорах. Поэтому и вопрос: "Как там вышка?" - имеет не праздный, а вполне конкретный оттенок прямой заинтересованности.
Что можно ответить на вопрос о самочувствии больного, если его, по сути, всерьез еще и не начинали лечить. К концу прошлого года, по заявлениям строителей, "из конструктивного элемента Останкинской башни было исключено тросовое хозяйство". Это задача номер один: заменить тросы, которые придавали устойчивость конструкции, стягивая ее сверху донизу (из 149 тросов в приемлемом состоянии после пожара осталось лишь 19). Однако, по признанию зампреда Госстроя России (федеральное ведомство, которому поручено отвечать за восстановление башни) Николая Маслова, "по прошествии некоторого времени, когда тросы и арматура не были восстановлены, это стало приводить к образованию трещин в железобетоне самой конструкции".
Еще в ноябре состояние башни было признано экстремальным (хотя серьезных опасений по устойчивости конструкции не высказывалось), требовались экстренные восстановительные работы. В целях экономии времени Госстрой решил даже не проводить тендеры на поставку оборудования для восстановления башни. "Экстренность", однако, растянулась на месяцы, и только сейчас ожидают прибытия в Москву состава из Волгограда с 45-километровым "мотком" троса для Останкинской башни. А эту "проволочку" еще ведь нужно будет перед монтажом соответственно подготовить, нарезать.
Отдельная история - финансовые и проектные проблемы комплекса восстановительных работ на башне. В настоящий момент правительством России на восстановление Останкинской башни из резервного фонда выделено всего около 50 млн. руб. По оценкам экспертов, эта сумма составляет приблизительно 20-ю часть от необходимых средств для проведения работ в полном объеме. Впрочем, трудно ожидать иной картины, если учесть, что в окончательном виде до сих пор не представлены техническое обоснование и график предполагаемых работ.
Напомним, что речь сейчас идет лишь о начале первого этапа восстановления, когда должен быть решен вопрос об устойчивости башни. По оценке Николая Маслова, "для восстановления лифтового хозяйства, фидеров понадобится не менее года". А от решения проблемы этих самых фидеров напрямую зависит качество картинки в каждом отдельно взятом телевизоре. Если же ориентироваться на нынешний более чем пятимесячный опыт решения властями действительно серьезной "тросовой проблемы" башни, ждать хорошего качества изображения, видимо, придется еще очень долго.