В БЛИЖАЙШЕЕ время Москве грозят серьезные потрясения в сфере занятости. В этом, по крайней мере, убеждены городские власти, предрекая существенное повышение уровня безработицы. Как известно, с 1 января в России на смену целому ряду налогов, отчислявшихся в различные социальные фонды, вводится единый социальный сбор в размере 12%. Все поступления по этому налогу будут уходить теперь в госбюджет. Одним из последствий нововведения станет не только ликвидация, в частности, фонда занятости, но, по всей видимости, серьезные преобразования предстоят и отделениям Комитета труда и занятости в административных округах Москвы. Рассматривается вариант образования на их базе государственных унитарных предприятий. Последнее особенно взволновало некоторых московских чиновников, поспешивших тут же спрогнозировать "неизбежный скачок безработицы" в столице вследствие проведения предполагаемых реформ.
Между тем, по оценкам большинства специалистов, вряд ли правомерно выводить прямую зависимость уровня безработицы в том или ином регионе от активности реформирования чиновничьего аппарата, занимающегося занятостью населения. Например, еще в прошлом году большинство российских "независимых" региональных служб занятости преобразовались в федеральные структуры, став департаментами в составе Минтруда. Ясно, что нынешняя централизаторская налоговая реформа для них пройдет теперь менее болезненно, чем этого можно ожидать в столице.
Побудительные мотивы запаниковавших московских чиновников теоретически понять можно: кому хочется приобретать на свою голову лишние проблемы. Если новые службы занятости переведут на самоокупаемость, то неизбежно кардинальным образом изменится и характер труда в этих структурах. Ремонты офисов под стать тем, которые были проведены в последнее время во многих московских отделениях, в новых условиях уже вряд ли будут возможны, да и коэффициент полезного действия труда сотрудников потребуется иной. Не секрет, что "качество" вакансий (всего в банке данных комитета труда и занятости Москвы около 150 тыс. свободных рабочих мест), предлагаемых сегодня, во многом не удовлетворяет объективный спрос огромного мегаполиса. Теперь этим службам придется, что называется, крутиться.
Понятно, что отныне вопрос о том, удастся ли сдержать рост безработицы в столице, во многом будет зависеть и от расторопности (в первую очередь - финансовой) федеральных властей. Официально уровень безработицы в Москве в этом году колеблется в пределах 0,6-0,7% от числа трудоспособного населения. О масштабах же "скрытой безработицы" остается только догадываться. Ясно одно: многое в успешности реального решения проблемы занятости москвичей будет зависеть и от того, как скоро федеральные и городские власти прекратят делить "сферы влияния" в этой области.