ЖЕЛАЮЩИХ обучать своих чад игре на каком-либо инструменте поубавилось - за последние 15 лет конкурс уменьшился с 2 до 1,8 человека на место, тем не менее около 60 тыс. детишек в Москве упорно разучивают гаммы и распевают в хоре. Но...
Смены нет и не будет
"МОСКОВСКИЕ школы держатся на старой гвардии - педагогах, работающих там уже не одно десятилетие, - рассказывает главный специалист московского Комитета по культуре Галина Валиулина, - никто из выпускников и не думает идти в школы, все занимаются исполнительством. Да и что может сейчас предложить школа? За маленькую зарплату педагог не только ведет уроки, но он еще и классный руководитель, и дневники проверяет, и на педсоветы ходит, комиссии и т. д.". Молодому специалисту школа может предложить только 7-й разряд и 692 руб. в месяц. Неудивительно, что никто не хочет работать лет 10-15, чтобы в далеком будущем зарабатывать 1632 руб. за 14-й разряд.
Скоро в музыкальных школах учить будет некому. Да и не на чем.
Проблема обновления инструментального фонда не просто актуальна: если ею не заняться сегодня, наших детей в музыкальные школы станут принимать только при условии, что ребенок на каждое занятие будет привозить пианино на колесиках и инструмент, на котором он хочет научиться играть. Фактически у всех инструментов - 100%-ный износ. Их ремонтируют, реконструируют, но эти попытки похожи на латание гоголевской шинели. "Через 10 лет мы останемся без ничего. В школах есть инструменты, служащие людям уже второе столетие. Это делает честь старым мастерам и людям, которые их сберегли, - говорит Игорь Пешнев, начальник отдела правового обеспечения, кадров и учебных заведений Комитета по культуре, - но вот уже 10 лет, как никаких денег на новые инструменты бюджет не предусматривает. По самым скромным подсчетам, необходимо 800 млн. руб. в ближайшие годы. Обычный кабинетный рояль стоит миллион, а нам нужно 150 роялей".
Можно, конечно, пожадничать и купить отечественные инструменты, но себе выйдет дороже - нам до зарубежных аналогов далеко, так что лучше на качестве не экономить. А впрочем, о чем это я? Пока что никаких средств на закупку новых инструментов не предусмотрено. Все, что касается денежной стороны, в музыкальных школах исчисляется двух- и трехзначными суммами. Трехзначные - это зарплата педагогов, двузначные - плата за обучение (20 руб. в месяц, второй ребенок вообще бесплатно, так же как и одаренные дети небогатых родителей). Размер платы за обучение - один из немногих плюсов начального музыкального образования, символические 20 руб. делают школы доступными для каждого. Но ведь надо еще купить инструмент, приобрести ноты и учебники.
Пустите на постой
А ЧТО ТВОРИТСЯ вокруг помещений! Самый печальный пример - жалкое существование ДМШ N 6. В данный момент школы как таковой не существует, ученики вынуждены заниматься в трех других музыкальных школах Центрального округа, а инструменты, из-за отсутствия помещений сданные на склад, медленно, но верно приходят в негодность. Эта грустная история началась еще в 1997 г., когда ДМШ N 6 выселили из подлежащего сносу здания на улице Балчуг и обещали в самое ближайшее время устроить новоселье на Садовнической улице. Новоселья и педагоги и ученики ждут до сих пор, но, когда оно состоится, не знает никто. Префектура ЦАО старается помочь, но пока безрезультатно, Комитет по культуре предоставляет округу право самостоятельно расхлебывать заварившуюся кашу, а компания "СТ-Балчуг", которая и должна была финансировать реконструкцию нового здания для школы еще в 1997 г., никак не может разобраться с фирмой-генподрядчиком "Робин-строй".
Обе компании клянут кризис, так некстати случившийся во время ремонта здания на Садовнической, и называют его главным виновником сложившейся ситуации. "СТ-Балчуг" вызвалась оплачивать хранение музыкальных инструментов на складе, а директору школы почему-то приходят грозные предупреждения от начальника склада о том, что на школу подадут в суд за неуплату около 20 тыс. долл. за хранение инструментов. Все настолько запуталось, что дети уже перестали спрашивать педагогов, когда же родная школа обретет пристанище. И потихоньку уходят в другие школы, у которых помещение пока есть. Из 240 учеников осталось 195. Для завершения ремонта нужно всего ничего - 105 тыс. долл., сумма-то пустячная, для кого-нибудь это два раза в казино сходить. Но денег нет, реконструируемое здание потихоньку приходит в негодность, а если еще отопление отключат (ведь за него тоже надо платить), то школа точно никуда не переедет. Так и будет бродить "Летучим голландцем" между инвестиционной компанией, строительной фирмой, префектурой и окружным управлением культуры.