Примерное время чтения: 6 минут
115

Школьно-воспитательная утопия

Известно, что образование - это совокупность обучения, воспитания и развития. Последние полтора десятка лет школьников в лучшем случае только учили. Со следующего года собираются еще и воспитывать. И не просто так, а за деньги.

Грезы сибирских мечтателей

Вообще-то воспитывать детей собрались не по причине катастрофического падения ребячьих нравов, а от плохой жизни их наставников. Судите сами. Сегодня за партами сидят 17 миллионов учеников. На рубеже веков их было на 4 миллиона больше. А к 2010 году останется примерно 13 миллионов. И как быть?

Об этом неделю назад и шла речь в Тюмени на Всероссийском совещании "О совершенствовании и реформировании экономических отношений в системе образования". Основной вопрос - оптимизация сети средних учебных заведений, то есть, попросту говоря, числа школьных зданий. А что решать-то? Как не хватало, так и все равно будет мало.

Нынче каждый пятый школьник учится во вторую, а то и в третью смену. Простая арифметика показывает, что при снижении количества школьников до 13 миллионов, можно будет уложиться и в одну. Но это лишь в том случае, если в замен нынешних аварийных зданий будут построены новые. Плюс еще четверть надо "довести до ума", хотя бы в смысле обеспечения их горячей водой и удобствами в здании, а не в надворных постройках.

НО число школьных зданий в российских масштабах имеет тенденцию к сокращению, а число брошенных детей растет. Примерно на семь тысяч в год. По специальным проектам детских домов никто не строит. Под сиротские заведение приспосабливают другие образовательные здания. Правда, им отдают в основном пустующие детские сады, где есть нормальные кухни и спальни. Но вообще-то туда можно было бы перевести и начальные классы. Особенно теперь, когда в "перваки" берут шестилеток. Практика показывает, что они, как и детсадовцы, тоже хотят если и не спать, то играть. А помещения детских садов подходят для этого куда лучше школьных.

А вот школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья, слабослышащих, плохо видящих, с ДЦП и другими не менее серьезными недугами, размещают и в школьных зданиях. Таких ребят уже сейчас более полумиллиона. Понятно, что места им надо куда больше, чем прочим относительно здоровым школьникам. А где оно?

Остается "оптимизировать", то есть попросту позакрывать нерентабельные деревенские школы. Но по закону это можно сделать только по решению общего схода сельских жителей. А нынче и они научились отстаивать свои права.

Так что не "оптимизировать" надо, а строить. Причем специализированные учебные заведения. Для "началки" одни, для средней школы - другие, для старшей, которую хотят сделать профильной, - третьи. Не говоря уже о специальных - для детей с серьезными патологиями.

5 миллионов Макаренко

Еще одно экономическое новшество из сферы социальной защиты учителей, в связи с уменьшением "контингента учащихся", ждет их уже со следующего года. Господ преподавателей собираются перевести с поурочной на "штатно-окладную" систему оплаты труда. Это, по замыслу инициаторов, позволит сохранить заработную плату педагогов при нехватке учебных часов, а так же в "большей степени привлекать педагогические кадры к внеучебной воспитательной работе".

Наивность поразительная. Не по части сохранения окладов, а в предположении того, что учителя начнут вдруг воспитывать. С чего бы это?

Раньше воспитывали и на уроках. На примерах героев войн, стахановцев, гордости за Отечество, первым прорвавшееся в космос и научившееся использовать атомную энергию в мирных целях.

Нынче же воспитательные возможности, заложенные в учебном материале, практически не реализуются из-за полного сумбура в учебниках (достаточно вспомнить последний скандал с книжкой по Новейшей истории Игоря Долуцкого) и, соответственно, в головах учителей.

Во-вторых, на "специальное воспитательное сотрудничество" у школьников, особенно старших классов, просто нет времени. Они задавлены постоянно растущей учебной нагрузкой. И каком таком воспитании вообще может идти речь, если оно - движение к идеалу, а в стране "идеальный идеологический вакуум"?

В итоге все нынешние воспитатели разделились на три категории. Первые - те, кто не знает, что делать, и на всякий случай не делает ничего. Вторые просто ничего не умеют и боятся подойти к детям. Третьи умеют и не боятся, и что-то делают, но таких явное меньшинство.

По большому счету в стране была и остается, не считая отдельных энтузиастов, только одна массовая категория воспитателей - тренеры детских спортивных школ. Они по законам "жанра" вынуждены формировать у подопечных волю к победе, умение стойко переносить неудачи и трудности, планировать свое время и результаты.

А теперь представьте себе, что хорошего учителя-предметника, переведенного на этот самый "штатный оклад", начали склонять на всех планерках и педсоветах за то, что у него не получается воспитывать детей. Ну, не умеет он делать это хорошо, что простительно: его нигде и никогда этому не учили. А халтурить не может, да и не хочет. Не привык. Особенно к тому, что ругают не известно за что, тогда как раньше только хвалили. И что он сделает? Правильно - "ноги". И хорошо, если в другую школу. А если в другую отрасль?

Такая ситуация станет типичной для небольших городов. Мегаполисам-то все эти шутки с зарплатой, что называется, "по барабану". В них не то что воспитателей, просто учителей не хватает. Поэтому столичных детей еще долго никто не будет воспитывать, впрочем, как и всех остальных.

Можно, конечно, "штатно-окладного" учителя, заставляя отрабатывать оклад, принуждать сидеть в школе с 10 до 18 или с 12 до 20, только зачем? Воспитывать-то он явно в это время не будет. Молодые этим просто никогда не занимались, а старые, если и умели, то уже забыли, как это делается.

Известных на всю страну учителей сотни, если не тысячи. А вот выдающихся воспитателей можно пересчитать по пальцам. И сколько денег не заплати остальным, они не станут в одночасье макаренками или караковскими. Но, видимо, в тиши министерских и академических кабинетов об этом как-то забывается. И настолько прочно, что даже размах сибирских просторов только способствует этому "сну разума" чиновников от педагогики.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно