80

Учителя сдавали экзамены, как школьники

МОСКОВСКИЙ конкурс "Учитель года-2002" в концертном зале "Россия" начался с танцев. Прямо между столиков в буфете стихийно образовался круг из ритмично двигающихся под эстрадную музыку женщин. Веселых, нарядных, красивых. Никогда бы не подумала, что учителя могут быть и такими - несерьезными и праздничными.

Хотя что-то неуловимо "учительское" все же проглядывало в них. В том, как они привычным жестом собирали в круг танцующих и пытались организовать их. В том, как каждая школа держалась своим дружным коллективом, замкнувшись на себе. Даже в том, как они хлопали и выкрикивали слова поддержки, чувствовалась особая, именно школьная сплоченность.

Этот конкурс проходит в Москве уже в двенадцатый раз. В этом году финалисты - 16 учителей-предметников в качестве призов получили гранты и путевки в Анталью. Возможность поехать к морю вызвала оживление не только на сцене среди финалистов, но и в зрительном зале. Все-таки учительская зарплата пока не позволяет легко разъезжать по миру.

Кто самый добрый человек?

В СУПЕРФИНАЛ вышли только пятеро. Их-то и усадили прямо на сцене за парты, чтобы продолжить конкурс и выбрать лучшего на глазах у зрителей. Задания были не то что сложными, но одних лишь профессиональных навыков было явно недостаточно. Попробуйте под прицелом тысячи глаз за 2 минуты придумать слоган к социальной рекламе на тему "Дети и информация". Учитель физики изобразил в центре плаката ребенка, вокруг него - компьютер, телевизор и школу. А внизу подписал: не навреди. Меня, как родителя, такое критическое отношение учителя к школе очень порадовало.

Конкурсанты с юмором провели уроки по чужим предметам: биолог на музыке разбирала песню "В траве сидел кузнечик..." с зоологической точки зрения, а англичанка преподала всем болельщикам физкультуру на английском языке.

На каждом задании учителя проявляли чудеса находчивости, мудрости, остроумия, сообразительности. А "сломались" на детских вопросах.

"Что означает на школьном языке "твикс"?" - ехидно спрашивает ученик. "Друзья", - предполагает один из конкурсантов. Оказалось: двойка. "Сэконд хэнд" - вовсе не списанная работа, как подумали учителя, а раздевалка. "Черный четверг" - не контрольная, а родительское собрание. "Самый добрый человек" - не учитель, а заболевший учитель. Чувствуете разницу? А "островом свободы" на языке учеников по-прежнему называется последняя парта, а вовсе не перемена и не каникулы.

Несмотря на то, что педагоги на сцене казались такими милыми и "своими", их незнание школьного языка порадовало. Все-таки даже у самых-самых учителей должна быть, наверное, какая-то дистанция с учениками.

"Знания не бывают лишними..."

ПОСЛЕ окончания конкурса, когда назвали лучшего учителя года - англичанку Татьяну Архипову, нахожу призера нашей газеты. Ею стала Ольга Сафрис, победившая в номинации "Учитель технологии".

- Оля, огорчились, что не стали "лучшей"?

- Даже не знаю. Столько волнений пережила, пока проходила окружные конкурсы. И так устала: ведь надо было и уроки в незнакомых школах проводить, и концепцию своих педагогических идей написать. Хотя, конечно, немного жаль, что не пришлось выполнять задания. У меня были разные идеи, мысли, которыми хотелось бы поделиться. Например: не нужно терпеть, нужно любить.

А вообще я не публичный человек. Думаю, мне тяжело было быть в центре внимания.

- Как же вы в школу тогда пошли работать?

- Я собиралась стать инженером. Но у нас в школе вместо УПК был педкласс, он и решил мою судьбу. А с детьми мне всегда нравилось заниматься, я и в лагерь с удовольствием вожатой ездила. Да и в школе больше боюсь не учеников, а разных комиссий, которые приходят на уроки.

- А идеи для концепции брали из собственного опыта?

- Конечно. Я стараюсь, чтобы начало урока ассоциировалось с чем-то приятным, тогда он и проходит более успешно. Чтобы все запомнилось, обязательно объясняю ученикам, как они могут применить полученные знания. Ищу подход к каждому ученику.

- Даже если их 20 человек в классе?

- Да, это реально. Например, выставляя оценки, я всегда сравниваю ученика не с одноклассниками, а с ним самим. Как он отвечал на прошлом уроке, как подготовил задание. Ведь то, что для одного - шаг назад, для другого, может быть, достижение.

- Технология не самый главный предмет в школе. Наверное, это сказывается на отношении учеников к нему?

- На самом деле все зависит от учителя. Если урок доставляет удовольствие, дети будут к нему готовиться. Хотя, конечно, мой предмет дает некоторую степень свободы. Я преподаю старшеклассникам на УПК, где они могут выбирать специализацию. Веду курс "Основы художественного конструирования", который сама же и разработала. В него входит и дизайн, и макетирование, и аранжировка - полезные знания, которые понадобятся в жизни. Хотя я считаю, что знания не бывают лишними...

Смотрите также:

Также вам может быть интересно