- Вспоминаю прошлогодние "елки", как один сплошной кошмар! - поделилась со мной подруга. - Куда только я не водила Анечку - а ей все не в радость, все через "не хочу"! Ее слова показались мне удивительными - может ли малыш отказаться от такого заманчивого предложения? Да и вообще мне стало самой интересно узнать - всегда ли стоит брать ребенка на культурно-массовые зрелища? Я задала эти вопросы специалисту по психологии детей дошкольного возраста Элле ПРОКОФЬЕВОЙ.
С НОВОГОДНИМИ праздниками, действительно, могут случиться "конфузы". Ведь на елках не всегда работают профессионалы, умеющие обращаться с детьми. Недавно ко мне привели одну девочку - ее очень сильно испугал Дед Мороз. Он попросил малышку прочитать стишок, а она растерялась и стала рассказывать сказку. Дедушка не дал малышке подарка, и теперь мы с ее мамой убеждаем ребенка, что вообще-то он добрый и совсем не страшный.
Вообще, вопрос о том, с какого возраста начинать водить малыша на массовые мероприятия, один из самых важных и сложных. Порой для маленьких театралов или посетителей выставок яркие впечатления приближаются к шоковым. Но это отнюдь не значит, что ребенка нужно воспитывать в тепличных условиях. Его мозг ждет от мира сильных ощущений, а их отсутствие приведет к замедлению развития способностей.
Первый "выход в свет" можно сделать уже с грудным младенцем - пойти погулять к украшенной огнями елке. С 2-3-летним малышом можно сходить в гости к знакомым, у которых тоже есть дети. Можно пригласить друзей ребенка к себе, устроить домашний спектакль, а можно позвать на семейный праздник Деда Мороза или клоунов. Это позволит проверить реакцию малыша на переодевание и игру, посмотреть, как он ведет себя в незнакомой обстановке. А уже после этого можно выбрать первое массовое зрелище, на которое вы поведете ребенка. И делать это лучше всего лет в пять.
Для первого похода в театр лучше выбрать маленький зал, в котором будет идти сказка или спектакль с хорошо знакомым ребенку сюжетом (отлично подойдет кукольный театр). О том, что он увидит, стоит рассказать малышу заранее, особенно если на сцене будет показано что-то "страшное".
Между восприятием мальчиков и девочек даже в 3-5-летнем возрасте существует серьезное различие. Первые больше нацелены на зрительную информацию, вторые - на информацию слуховую. Так что если на вопрос "Что тебе больше всего понравилось в театре?" ваш сын, не задумываясь, ответит: "Огромная люстра!" - не хватайтесь за голову. Он наверняка запомнил (зрительно!) представление, и, скорее всего, спектакль ему понравился, но пересказать его содержание мальчик не сможет. Зато девочка сделает это без проблем. В ее сознании увиденное останется в виде целостной картины; в сознании мальчика - в виде нескольких ярких, хотя и не связанных между собой впечатлений. Поэтому мальчиков лучше водить на мероприятия зрелищные, девочек - на более спокойные и содержательные.
И еще. Не отказывайте ребенку в обсуждении увиденного. Желание поделиться впечатлениями закономерно, а ваш отказ может привести к тому, что малыш обидится и замкнется в себе.
Желательно посещать массовые мероприятия (во всяком случае, до старшего школьного возраста) всей семьей. Тогда ребенок не будет испытывать на них чувство глубокого одиночества, а значит, у него не исчезнет желание посещать их.
Помните, что никто не знает Вашего ребенка лучше Вас. Поэтому перед принятием любого решения нужно прежде всего подумать о том, как совместить чужой опыт с Вашими знаниями о характере малыша.