ИНОГДА кажется, что шоу-бизнес, попса под "фанеру" царят в музыкальном мире. Однако существует огромный пласт современной музыки: джаз и джаз-рок, world music и этническая музыка, фьюжн, блюз, фанк, соул, кантри, регги, ска, акустическая музыка и рок неэкстремальных вариантов - музыка, требующая живого (бесфонограммного) звука и имеющая внушительное число поклонников-слушателей. Ведь именно живьем, в обстановке концертной, особенно сильно проявляется столь полезный для души эффект от этой музыки. И публике, которая приходит на концерты в эти залы, уже известно, что в такую музыку нужно вслушиваться, возвращаться к ней, пытаться понять. Трудиться, одним словом.
И вот оказывается, энтузиасты живого звука с трудом находят себе залы-пристанища. В Консерваторию - вотчину классики - не пускают. "Россия", "Олимпийский", ГКД оккупированы шоу-бизнесом, раскручивающим, как известно, музыку "одноразовую". Да и чересчур огромны. Так куда же деваться? Обнаруживаем, что в Москве всего ничего мест, где можно послушать живую музыку.
Где послушать живую музыку
ЗАЛ Центрального Дома художника на 600 мест в мае будет отмечать десятилетний юбилей. Здесь достаточно приличные звук, свет. "Фанерить" нельзя, даже под минусовку, - потому что сразу видно. "Он весь просматривается, как кристалл", - уверена худрук Центра искусств ЦДХ Марьяна Паршина. Здесь звучат романсы и тувинское горловое пение, играют джаз традиционный, этнический и эйсид-джаз, кельтскую музыку и фолк-рок. Здесь, было дело, роились и журчали авангардисты - потом ушли в "Дом", единственный приют музыкального авангарда. Зал верен интеллектуальному направлению в музыке и даже умудряется воспитывать публику. Как-то за Ольгой Арефьевой, солисткой группы "Ковчег", пришла арбатская тусовка: зрители пробовали "делать "Горбушку". Но теперь уже знают, что курить и свистеть на концерте нельзя. Леонид Федоров из "АукцЫона" сначала снимал ботинки, доставал сигареты - и в зале творилось то же самое. Теперь он играет с изысканным "Волков трио" и ботинки уже не снимает.
Если верны слухи, и из ЦДХ сделают комплекс с гостиницей, оперным залом и дорогими билетами - молодежь, скорее всего, потеряет эту площадку, работники которой, кстати, знают в лицо чуть ли не всех своих зрителей и даже среди любителей кельтских групп отличают фанатов "Тинтала" от поклонников "Арт Кейли". И особенно гордятся детским музыкальным абонементом под названием "Где музыка живет". Детские коллективы, вызывающие изумление у публики своим высоким профессионализмом, уже много лет приводит в ЦДХ Эстер Сандлер.
Так же стараются работать и в Центральном Доме журналиста. "Мы - некоммерческая организация, - рассказывает специалист Домжура Любовь Высоковская. - Прекрасно понимаем, как много вокруг талантов, которым надо помочь". Концертная концепция: романсы, джаз, этническое искусство. Авангардный театр "ЧерноеНЕБОбелое" работал здесь три года, по спектаклю в неделю. Сейчас дает спектакли театр "Обитель". Здесь можно увидеть летящие юбки, мантильи, шали, веера: танец фламенко в исполнении студийцев Лены Эрнандес. Концерт-лекцию по истории индийского классического танца. Музыку изысканного Астора Пьяццоллы, цыганские песни и шотландские баллады. Аппаратуру артисты привозят с собой. Программок нет. Зато есть атмосфера дома: спокойно, уютно, на стенах - замечательная живопись и графика, и даже книжный развал отмечен высоким вкусом. Но мест в зале - всего 180.
Вот они, адреса живого звука. Всего два.
У каждого своя ниша
Иван Смирнов, один из корифеев российской музыки, акустический гитарист:
- НУ ЧТО тут долго мудрствовать, понятно, в Москве музыкальная среда достаточно опустошена. Процветает шоу-бизнес с выхолощенной попсой, а живой музыки, живых концертов происходит очень мало, не считая полусамодеятельной работы в клубах, где музыкантов за музыкантов не держат. Да и там уровень падает, поскольку деньги платят маленькие. Музыкальной среды как таковой - как это есть в Европе, в цивилизованном мире - у нас практически нет. Там у клубов другой уровень, это клубы легендарные, в них выступают звезды. Двух таких площадок, как ЦДХ и ЦДЖ, конечно же, мало на такой огромный мегаполис.
Разумеется, никогда не переведутся те, для кого поп-музыка заменяет все остальное. Нужно, чтобы в культуре было много разных ниш для людей разного социального плана. Насколько известно, в Европе и Америке эти отрасли самодостаточны, там присутствуют одновременно и Рики Мартин, и Джон Маклафлин, и один другому не мешает. Нужна музыкальная политика, поддерживающая разные направления. Потому что быть вместе все-таки лучше, чем порознь. И зрителям, и музыкантам тоже.