Шагнув в новое столетие, мы многое забираем с собой в будущее, в том числе лучшие образцы музыки прошлых лет. Об отечественной и зарубежной эстраде ХХ века и говорила в беседе с постоянным ведущим рубрики Владимиром Грибановым коллекционер и знаток музыки прошлых лет, музыкальный журналист Нана Лабарткава.
- Знаю, что сейчас в вашей коллекции свыше тридцати тысяч музыкальных шедевров. А когда и как все начиналось?
- Мое детство и юность прошли в Тбилиси, а этот город и тогда, да и сейчас очень музыкален. Увлечение начиналось с записей модных песенок - как и многие мои сверстники, я покупала пластинки, переписывала у знакомых на магнитофон любимые номера. Постепенно я вдруг поняла, что без музыки не могу и дня прожить. Тогда стала собирать домашнюю фонотеку уже целенаправленно. Хочу сразу оговориться, что я не считаю себя коллекционером в полном смысле этого слова. Серьезные коллекционеры звукозаписей, как правило, собирают свои фонотеки по какому-то принципу - на определенных носителях (например, на патефонных пластинках 78 об/мин) или определенное направление (допустим, всю бельгийскую довоенную эстраду), или по каталогам дискографии (например, всю продукцию фирмы "Виктор"). В моей же фонотеке собраны только те номера, которые нравятся мне лично. В основном, по четырем направлениям: советская и русская эстрада 20 - 70 гг., американская эстрада и популярный джаз 30 - 60 гг., европейская эстрада 30 - 60 гг., латиноамериканская эстрадная музыка. Поскольку записи у меня находятся на самых разных носителях, то я измеряю свою фонотеку в часах. Сейчас у меня около полутора тысяч часов записей. Это тридцать тысяч музыкальных номеров. И поверьте, все они - настоящие шедевры мировой эстрады ХХ века.
- И успеваете все это слушать?
- Успеваю. Более того, самые любимые номера слушаю часто, по много раз. Из советской эстрады очень люблю певцов, так сказать, восточного направления: Рашида Бейбутова, Батыра Закирова. В американском джазе предпочитаю певиц - Пегги Ли, Розмари Клуни, Дайну Вашингтон. В европейской эстраде - Ренато Карасоне, Доменико Модуньо, Далиду. В латиноамериканской музыке - мексиканские вокальные ансамбли, бразильскую босса-нову.
- Вы еще достаточно молоды, откуда же такое предпочтение музыке ретро?
- Существует заблуждение, что музыку прошлого любят только пожилые люди. Но это - абсурд. Из поколения Бетховена, Моцарта и Чайковского давно никого нет на свете, а музыка пользуется спросом до сих пор. И совсем не зря каждое десятилетие, как минимум, возникает волна моды на музыку ретро. Но это одна сторона вопроса. Есть и другая - у нас в стране целым поколениям (послевоенному, "шестидесятникам", поколению 70-х) не довелось в полной мере окунуться в поток мировой музыки своего времени. По идеологическим глупостям, из-за закрытости страны, люди только с огромным трудом могли доставать и слушать новинки западной музыки. Да что говорить, даже пластинки социалистических стран, даже наши записи популярной музыки были труднодоступны. А сегодня люди тех поколений теряются в новой музыкальной среде - в этих диско, рэпах, техно, хип-хопе... Людям постарше сегодняшняя мода не по вкусу, ведь им доводилось в молодости слушать по-настоящему прекрасную эстрадную музыку.
- Не похоже ли это на стариковское ворчание: "раньше было лучше?"
- Античная архитектура и скульптура до сих пор не превзойдены. Все так же восхищает живопись эпохи Возрождения. Классическая опера ХVIII - ХIХ веков по-прежнему востребована. Откуда такое пренебрежение к эстраде прошлых лет? Ведь даже "Пепси-кола", которую рекламируют как молодежный напиток, создана не сегодня и не вчера. Другое дело, что современный шоу-бизнес в целях коммерческого успеха выпускает однодневки, с помощью рекламы заполняет рынок, чтобы назавтра рекламировать и выбросить в продажу следующую порцию пустышек. Об искусстве и речи нет. Скажу честно, на мой взгляд, после "Битлз", уже почти сорок лет в мировой эстраде не было создано ничего по-настоящему талантливого, самобытного, серьезного.
- Да, согласен, сегодня и радио, и телевидение, и лотки заполнены весьма однообразной музыкой для молодежных дискотек. Музыку старой эстрады негде послушать и негде купить.
- Все не так просто. В России сегодня, например, производится огромное количество аудиокассет с музыкой прошлых лет. Из-за рубежа ввозится классика эстрады и джаза. К несчастью, все это богатство зачастую просто пылится на складах. И причин тому, я думаю, несколько. Во-первых, наша торговля ориентирована только на эстрадные новинки. Во-вторых, у старших поколений отбили охоту искать и приобретать любимые музыкальные номера. В-третьих, нет ни информации, ни рекламы о музыке прошлых лет. Даже на знаменитой московской Горбушке, где старая эстрада и джаз в целом представлены весьма широко, вы не найдете никаких ориентиров для их поиска. Хочешь, ройся часами в коробках с кассетами и компакт-дисками, чтобы найти нужный тебе музыкальный номер или альбом. Но это занятие только для таких увлеченных людей, как я.
- Короче говоря, есть музыка, есть люди, но они не могут встретиться?
- Боюсь, что встретиться им непросто.
- Но у вас есть какой-нибудь рецепт?
- Есть мечта. Чтобы кто-нибудь, хотя бы на той же Горбушке, собрал воедино все выпущенные записи старой эстрады и джаза, создал бы нечто вроде клуба любителей музыки прошлого, назвал бы его как-нибудь позадиристее, например, "Хонки-тонки"...
- Как?
- "Хонки-тонки". Было когда-то такое направление в музыке 30-х годов - популярные песенки, исполняемые в маленьких барах для "своих". В подобном клубе любители эстрады и джаза могли бы легко найти любимые музыкальные номера. Думаю, что при нынешнем обилии всякой музыки, такие клубы и для любителей классики, и для "металлистов", и для поклонников фольклора - просто необходимы.