Примерное время чтения: 6 минут
377

Лики святых и их творцы

В СТОЛИЦЕ возрождаются старые храмы, возводятся новые. Кто расписывает их? Есть ли у нас сегодня мастера, перед иконами и фресками которых можно затеплить лампаду?

Ремесло?

ЕЩЕ недавно было принято исключительно копировать старых мастеров. Долгое время это искусство было практически под запретом. Поэтому ни о каких традициях речи нет. Если они и передавались, то в семьях потомственных мастеров, которых было раз-два и обчелся. Теперь ситуация изменилась. Создаются школы иконописи. С каждым годом это искусство молодеет. Многим мастерам, расписывающим или реставрирующим самые известные храмы Москвы, нет и тридцати.

Валентин Коновалов три года работал над иконостасом храма Косьмы и Дамиана вблизи Тверской улицы. Написал 59 икон. Три из них уже мироточили.

- Вы воссоздаете лик Божий. Случаются ли озарения, видения, знаки свыше?

- На каком-то уровне человек может себе позволить следовать своим озарениям. А вообще чудо - это большое испытание для человека. Озарение - вещь коварная. Нам и так хватает в этом мире чудес, которыми можно подпитываться: красота природы, взаимоотношения с людьми. Русские монахи говорили, что никаких озарений, экзальтации, страстей быть не должно. Трудиться надо, рук не покладая и сохраняя трезвость ума, без оглядки на успех и деньги. Тогда все получится. Я считаю, что иконописец, когда он пишет, выполняет две задачи. Во-первых, чисто прикладные: иконостас должен вписываться в конкретный храм. Где бы иконы ни располагались, в любых простенках или под куполом, они должны гармонично вписываться в это пространство. Во-вторых, необходимо найти близкие образцы древних икон XIII-XIV вв. Часто приходят на помощь иллюстрации в альбомах. Они передают рисунок. А краски все равно меняются со временем. Можно съездить в старые храмы. Конечно, и музеи Москвы выручают. Но такое, чтобы найти старый храм, расписанный примерно в Х веке... Это Старая Ладога, псковские монастыри. Стараемся искать наиболее древние образцы, потому что все последующее срисовывалось с них.

- Вам не мешают каноны?

- Канон - это совершенно общие принципы. В деталях художник свободен. Канон был сформулирован в XVI в. при Иване Грозном. Тот повелел брать за образцы лучшие иконы греческих и русских мастеров. Дело в том, что после освобождения от татаро-монгольского ига появился очень большой спрос на иконы, было много желающих подзаработать на этом. И для того чтобы упорядочить процесс, приняли решение, что надзор осуществляет иерархия.

- Востребовано ли сейчас ваше искусство?

- Иконопись - это ремесло, а не искусство. И оно очень востребовано. Воссоздаются храмы, многие богатые люди сегодня могут позволить заказать иконы себе лично, в свой дом. Желающих писать иконы много. В основном копируют старые образцы. Но уже немало иконописцев, чей почерк узнаваем сразу.

- В чем же разница между ремеслом и искусством?

- Ремесло - это когда инструкцию можно написать. И сделать по инструкции. Так большинство иконописцев и делают...

Молодой художник Митя Трофимов, можно сказать, - иконописец со стажем. Ему довелось восстанавливать росписи храма Вознесения, где венчался Пушкин, есть его авторские работы и в других церквах. Почему, окончив Суриковский институт, он выбрал именно это направление живописи? "Иконопись отражает самое главное - то, о чем душа человеческая болит. То, о чем мы постоянно размышляем", - отвечает художник. Митя испытал настоящее потрясение, когда проходил практику в Ростове Великом. Творчество художников царских иконописных мастерских, расписывавших местные храмы, по его мнению, - настоящая вершина мировой живописи. И сейчас, если не ладится работа, Дмитрий собирается и едет в древний русский город.

Дмитрию Трофимову выпала честь писать лик Христа на шестиметровом полотне в храме Христа Спасителя.

- Дмитрий, что же изменилось с тех времен, когда писал Андрей Рублев, мастера более поздних веков, включая ХIХ?

- Прежде всего изменилось религиозное сознание. Древняя русская живопись была открыта лишь в начале ХХ в., и сегодня мы знаем Андрея Рублева. А художники XIX в. не знали. Мне было очень сложно работать в храме Христа Спасителя. Потому что хотелось совместить образное понимание христианских художников XII в. и современную академическую живопись. Кроме того, у старых мастеров были свои школы. Поэтому, как правило, храм расписывался представителями одной школы, выдерживался один стиль. У нас такие школы только возрождаются и создаются.

Авангард?

СУПРУЖЕСКАЯ пара Николай и Людмила Чибисовы работают в необычном жанре - деревянной миниатюры. Вот совсем малышка - три на четыре сантиметра. Кажется, такую иконку можно за час написать. Но мало кто пишет. Потому что знают - адский труд. По словам Людмилы, большую икону писать несравнимо легче, чем миниатюру. Тут ни карандаш, ни калька не помогут. Только кисть - тонкая и мягкая. На один рисунок уходит недели две. Если процесс пошел, лишний раз вздохнуть боишься - такая тонкая работа.

Больше всего Людмила любит писать образ Христа Спасителя. На многих иконах он предстает перед нами строгим, суровым и аскетичным. Людмила же видит его по-иному. Она считает, что сегодня этот образ должен нести идеи добра, равновесия, мудрости и спокойствия. Именно такой написала художница большую икону для храма в Ильинском Раменского района. Это дар церкви, в которой она часто бывает. Икона висит на самом видном месте и с каждым годом словно бы светлее становится.

К Пасхе Людмиле Чибисовой заказал икону сам Патриарх Алексий. Задание было ответственное. Художница так волновалась, что иной раз не могла взять в руки кисть. Но когда работа была завершена, на душе стало светло, легко и радостно. Патриарху икона так понравилась, что он решил с нею не расставаться, оставил ее в своих покоях. По его словам, от нее исходит особое тепло.

А творят современные иконописцы с помощью красок, приготовленных по старым рецептам. Покупают минералы, полудрагоценные камни у геологов, перетирают, смешивают их, добавляют яйцо. Так готовили краски старые мастера. Правда, у них не было других вариантов. Сейчас можно пойти в магазин и купить акварель или гуашь. Но искусственные краски недолговечны, быстро выгорают. А современные мастера тоже хотели бы творить, как и их предки, - на века.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно