НОВЫЙ год, конечно, хороший праздник, но все чаще я слышу, что Рождество - праздник более важный, хоть и приходится на конец выходной недели. Может, вера москвичей окрепла, а может, за неделю мы просто устаем кушать и отдыхать и именно с Рождества начинаем отсчет следующего года. Для самого знаменитого столичного храма 7 января - первое Рождество в новой жизни. И приготовления, хоть и невидимые для непосвященных в заалтарную жизнь прихожан, идут полным ходом. Так, в канун праздника сдается последняя очередь храма Христа Спасителя - покои Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Ощущение праздника пока не наполнило стены храма. Там все как всегда. Праздношатающиеся охранники в Верхней церкви пугают своим видом робких прихожан, деловитого вида важные персоны с кожаными портфелями снуют в разные стороны, смущая остальных посетителей. Я своими глазами наблюдала сцену, нехарактерную для любого другого храма. Две дамы, войдя в двери и не заметив монахиню с дежурной коробкой для сбора пожертвований, заспешили к охраннику. И что, вы думаете, они спросили у него, сидящего за офисным столом и разговаривающего громко по телефону?! "Где можно подать милостыню и получить за это грамоту?" Да, в храме по-прежнему принимаются пожертвования нескольких видов. Особой популярностью пользуется пожертвование за грамоту с символикой храма. Все-таки неистребимо в нас желание иметь наглядное свидетельство своих благих деяний. На втором месте - жертвоприношения, опускаемые в прозрачные пластиковые короба, расставленные по периметру. Что интересно, по периметру же расположены и знаменитые доски с именами погибших, раненных и награжденных в разных сражениях войны 1812 г. Ходя по кругу и читая, жертвования можно делать сколько душе и кошельку угодно. И только на выходе из храма взгляд упирается в монахиню. Но, как правило, к этому моменту все взносы уже сделаны. Особенно меня поразило, что нет у храма в непраздничные дни нищих, просящих милостыню. У храма вообще никого нет. Только ветер, даже в относительно безветренную погоду, гуляет на паперти.
С открытия храма для народа изменился дух внутри. Нет, краской там давно не пахло, да и не пахнет акрил, которым выполнены почти все настенные росписи. Стало больше пахнуть свечами. Но иконы еще не целуют. А вот экскурсий прибавилось. Конечно, это необычный способ посещения храма, но с другой стороны, никто не смущается экскурсией по соборам святого Петра в Риме, Парижской Богоматери в Париже или Исаакиевскому в Петербурге. Кстати, если сравнивать храм Христа Спасителя с ними, то воздуха и света в нем меньше. Но что касается света, то его с собой всегда приносят люди.