Я ЗАПОДОЗРИЛ что-то неладное сразу, как только приемщица "Шведской химчистки" (ул. Профсоюзная), принадлежащей ООО "Мирабелла", чье сине-желтое здание стоит в конце Профсоюзной улицы, опустив глаза, сказала: "Ваш пиджак еще не готов. Придите через неделю". Спустя неделю я услышал те же слова, а когда возмутился, оказалось, что мой любимый стильный пиджачок от Studio (Jeff Banks), купленный в Лондоне за 130 фунтов стерлингов, испорчен: темная подкладка, что пришита под воротником, в процессе чистки окрасила серую ткань воротника и спины. А когда "мастера", пытаясь убрать грязные разводы, отпаривали их и травили растворителями, ткань деформировалась и стала, что называется, "каленой".
Понятно, что теперь "нам такой пиджак не нужен" - о чем я и информировал руководство "Шведской химчистки". Согласно ст. 35 закона "О защите прав потребителей", я вполне мог рассчитывать на то, что мне вернут и его стоимость (причем без учета износа), и сумму, взятую при приемке. Да не тут-то было. Приемщица подняла такой крик и на таких повышенных тонах, что ее пришлось "усмирять" при помощи редакционного удостоверения (бедные, бедные наши сограждане, не имеющие таких вот "корочек" четвертой власти). "Чистильщицы", тем не менее, стояли на своем: они действовали согласно маркировке на пиджаке и по принятой у них в отрасли технологии. На их сторону встали и эксперты так называемой Независимой технологической экспертизы ЦНИИбыт. Практически выходило так, что в случившемся виноват не кто иной, как я сам, сдав им пиджак с некачественно покрашенной подкладкой. И вместо того чтобы требовать какие-то деньги с них, я должен брать "это", везти в Лондон и там требовать возмещения ущерба. Здорово. Что делать? Идти в Московское общество защиты потребителей, скажете вы. Все правильно, но...
"Вы, конечно, можете, - "успокоили" в МОЗП, куда стекаются подобные жалобы, - подать на них в суд, но для начала нужны результаты действительно независимой экспертизы. То, что вы не виноваты, очевидно, а вину производителя или химчистки еще нужно доказать. Для этого необходимо найти аналогичный вашей подкладке материал и почистить его тем же составом, что и в химчистке. И это, согласитесь, почти нереально".
Совсем недавно одна знакомая решила почистить ковер (правда, уже в другом месте). Как вы догадались, вместе с грязью с него "счистили" весь рисунок. И в этом случае доблестные работники быта стояли "насмерть": "Невиноватые мы". А на заявления вроде "ну вы сначала хотя бы попробовали, сходит краска или нет", - они делали круглые глаза: еще чего, проверяй тут каждый раз, у нас инструкция.
Увы, времена сердобольных бабушек-приемщиц, пробующих ваткой со спиртом или реактивом проблемные вещи на "окрас", безвозвратно прошли. Поэтому, дорогие сограждане, все мы играем с химчистками в игру сродни "русской рулетке": испортят - не испортят. Кому-то везет, кому-то - нет.
На всякий случай запомните, на что специалисты советуют обращать внимание при заполнении бланков и без чего нельзя будет потом "качать права". Наименование вещи и название фирмы должны быть написаны разборчиво, все имеющиеся дефекты и загрязнения - перечислены. Кроме этого, надо следить, чтобы не было никаких штампов, что химчистка не несет ответственности, кроме случаев, когда есть знак "Не сдавать в чистку".