Примерное время чтения: 6 минут
265

Глеб Панфилов. Темы

НА МОСКОВСКОМ международном кинофестивале Глебу Панфилову вручили один из самых престижных призов - "За вклад в мировое киноискусство".

- Глеб Анатольевич, последний ваш фильм "Романовы - венценосная семья" посвящен Николаю II. Вы никогда не выбирали тему просто так, наобум. Значит, это ваша ТЕМА. Как вы относитесь к монархии?

- Я считаю, что путь России - это конституционная монархия. К этому мы шли. И эволюционный процесс был искусственно прерван в семнадцатом году. Сейчас возвращаться назад бессмысленно. Приходится все начинать сначала. А это всегда нелегко. Отсюда много проблем. Но другого пути нет. Надо сделать страну богатой. Надо терпеть, работать, верить. Возможно, все вернется на круги своя. Должен заметить, Россия всегда тяготела и тяготеет к сильной личности, и от лидера многое зависит... А что касается фильма, наверное, я с детства подсознательно вынашивал его. Для меня с царской семьей были связаны детские впечатления. Бабушка показала дом, где расстреляли венценосных Романовых. Меня это жутко поразило. Впечатление застряло во мне как заноза.

- Это было первым порывом к художественному творчеству?

- Не совсем. Закончив Уральский политехнический, получил специальность "химик-технолог". Конечно, любил кино, театр, литературу. Как все нормальные люди. Но к художественному творчеству себя не готовил. Работал на пенициллиновом заводе начальником смены. Пошел однажды в кинотеатр на калатозовские "Летят журавли". Этот культпоход и перевернул всю мою жизнь. Картина потрясла! Возникло неодолимое желание снимать кино, серьезно заниматься этим делом. Потом понял, что всегда подспудно мечтал об этом. Поговорил с друзьями, увлек их. Мы организовали маленькую киностудию, написали сценарий. Сняли игровой фильм "Нейлоновая курточка" - лирическая история о девушке-студентке. Потом фильм о народных дружинниках. Его показывали по всей стране. Меня это окрылило. Я поступил на заочное отделение операторского факультета. На очном учиться не было возможности - уже обзавелся семьей, родился сын. Требовалось зарабатывать деньги. Вскоре в Москве открылись Высшие режиссерские курсы. Я держал туда экзамены и был принят. Стипендия была большая, чуть ли не равная моей зарплате. Поэтому материальные проблемы сами собой разрешились. Закончив курсы, снял на "Ленфильме" свою первую профессиональную картину "В огне брода нет". Так "родился" кинорежиссер Панфилов.

- Где вы откопали историю о Тане Теткиной, чем она вас так увлекла?

- Я искал тему для дипломной работы. В старом журнале "Красная новь" за 36-й год наткнулся на небольшой рассказ Евгения Габриловича "Случай на фронте". Какая девочка, какой характер - неожиданный, парадоксальный! Меня всегда волновали, интересовали такие люди, как Таня Теткина. Над сценарием работал в Свердловске и уже приглядывался, искал актрису на главную роль. Видел ее так ясно, что даже нарисовал. И вот однажды включил телевизор, и вдруг на экране появилось лицо девочки, танцующей с молодым человеком. Да вот же она, Таня Теткина! Передача кончилась, титров не было. Так и остался с этим впечатлением. Я в Свердловске, а передача из Москвы. Потом, чуть позже, дал друзьям в Ленинграде и Москве фотографии со своего рисунка и попросил поискать. Параллельно подбирал других исполнителей. Пригласил Ролана Быкова на роль комиссара. Он был занят своим "Айболитом" и отказался. Но сценарий ему понравился, и он заявил, что знает актрису, которая сыграет Таню Теткину: это Лидия Чурикова из Московского ТЮЗа. Я немедленно отправил туда своего ассистента. Тот привез не Лидию, а Инну Чурикову. Помню, как сейчас, этот момент - захожу, сидит девушка, поворачивает голову - она! То самое лицо, из телевизора! Вот так мы встретились с Инночкой... Это был подарок небес.

- Не все воспринимали тогда Инну Чурикову как перспективную актрису. Многие говорили о совсем "некиношной" внешности. Почему вы так безоговорочно поверили в нее?

- Это были прежде всего глаза, их выражение. Я сразу почувствовал ее индивидуальность, талант. А потом все это подтвердилось и умножилось. Конечно, Инна менялась. В этом есть и моя заслуга. В фильмах "Морозко" и "В огне брода нет" - совершенно разные Чуриковы. А в "Вассе" это уже большой, зрелый мастер. Актера нужно очень любить. Думаю, что моя любовь помогала Инне. Поначалу действительно приходилось ее отстаивать, доказывать, спорить. Особенно много "крови" нам это стоило, когда готовились снимать фильм о Жанне д'Арк. Это был мой любимый проект, самая большая мечта.

- Она так и не реализовалась...

- Денег не дали. Видимо, по идеологическим причинам. Ну почему Жанна д' Арк, а не Зоя Космодемьянская? Почему Франция, а не Россия? Художнику трудно ответить на эти вопросы. Образ Жанны всегда меня волновал своей мощью, одухотворенностью. У нее большая идея была - сделать свою страну свободной. И она осуществила ее - это феноменально. Я убежден: какова бы ни была у человека профессия, жизнь его плодотворна лишь тогда, когда она освещена большой идеей. Вот об этом я страстно мечтал сделать картину. Мне поставили условие - прежде снять фильм на современную тему. Я снял "Прошу слова". После этого предложили определенную сумму - бери и ставь на здоровье. Это было примерно как у Сталина с дочерью, когда он дал Светлане десять рублей и сказал, чтобы ни в чем себе не отказывала. То есть в моей ситуации это была просто форма отказа. Вели переговоры с французскими продюсерами. Но французы хотели видеть в главной роли либо Катрин Денев, либо Ванессу Редгрейв. А я не представлял фильма без Инны Чуриковой. Так что не удалось... И это для нас по сей день большое переживание, мы не оставляем надежды сделать этот фильм. Тема не закрыта.

- Незаурядная личность, ее столкновения с повседневностью, поиски своего пути - это, наверное, первый этап вашего творчества. Второй, к которому вы пришли сейчас, - тема семьи как частицы большого общества.

- Семья для меня - все. Мы писали сценарий вместе с Инной и сыном Иваном. Над декорациями работал старший сын. Так что это семейный фильм, что сказалось на его стиле. В молодости ставишь на первое место творческую самореализацию, работу, стараешься добиться успеха, славы. А потом, когда становишься старше, вдруг понимаешь, что все это второстепенно, а самое главное - семья, дом, дети. Правда, дети хотят, чтобы родители работали, были сильными, добивались успеха. Им слабые родители не нравятся. Это я тоже понял. И это подталкивает, мобилизует.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно