В КЛУБАХ пара прибывает поезд с портретами спасенных челюскинцев... Гордо маршируют участники первомайского парада на Красной площади. Экстравагантные в красноармейском обмундировании монголы осваивают советскую авиатехнику... Русские солдаты позируют на троне свергнутого японского императора. И распростертые крылья самолета, знаменитого тем, что не уместился в одну рамку (по причине отсутствия широкоформатного объектива заснятый на трех негативах) и заключенного в три, перенесут нас в те далекие годы...
Первая ретроспективная выставка работ Анатолия Егорова "Избранное. 1930-1950 гг." открыта до конца апреля в Московском Доме фотографии. Не вступая в острую эстетическую полемику с существовавшими тогда направлениями - конструктивизмом, пикториализмом и соцреализмом, - художник шел собственным путем. Фотографии Егорова безупречны композиционно, в них отсутствует формальность профессиональных приемов, а ракурсы выбраны так, чтобы максимально передать психологическую динамику сюжета.
Впервые Егоров взял в руки камеру в 20-е годы, работал в газете, а 22 июня 41-го ушел добровольцем на фронт. Его фоторепортажи - освобожденные города и страны и капитулировавший Берлин - составили уникальную летопись Второй мировой. И до сих пор в семье фотографа Анатолия Егорова хранится... ключ от Рейхстага! В 45-м война для него продолжилась в Манчжурии и Монголии. Когда и там был восстановлен мир, Егоров вернулся в Москву. Мало кто знает, что именно Егорову посвящена знаменитая песня, трогательно исполнявшаяся Клавдией Шульженко, "Давай закурим, товарищ, по одной!"
И какими бы наивными ни казались нам сегодня искренняя любовь Егорова к своей стране и восхищение ее героями, тем не менее, тонко взаимодействуя со зрителем через черно-белые кадры, он будит и в нас, "надменных потомках", чувство национального достоинства.