В ЧЕТВЕРТЫЙ раз в Москве начинается Международный месяц фотографии, по воле сотрудников Московского Дома фотографии и его директора Ольги Свибловой случающийся каждую вторую весну. За шесть лет существования фотобиеннале набрал вес и авторитет, превратился в отлично продуманное и по-своему утонченное зрелище (впрочем, обозреть все его две сотни выставок, считая камерные проекты московских галерей, не под силу даже самому самоотверженному поклоннику фотографии). Закономерно, что "Фотобиеннале-2002" обещает быть самым интригующим из четырех.
Темы фестиваля, сформулированные кратко и строго, скрывают разливы нездоровых фантазий и фотопроекты, ставящие под здоровое сомнение саму суть фотографии. "Дети и детство", "Ландшафт", "Тело и искусство движения" - казалось бы, что может быть проще? Ан нет. Вот, например, "детский" проект Бернара Фокона "Самый счастливый день моей юности" - один из четырех подразделов сборной французской выставки в МГВЗ "Новый Манеж", открытием которой 29 марта стартует Месяц фотографии. Знаменитый мастер спецэффектов и постановочных шоу-картинок (их тоже можно будет увидеть в Новом Манеже) вдруг отказался от собственного творчества в пользу детей: теперь он ездит по миру, раздает "мыльницы" ребятишкам разных стран, те, счастливые, снимают чего хотят, а коварный Фокон выставляет их снимки как одно большое свое произведение, тем самым порождая вопросы о природе авторства в искусстве и о границах между любительской фотографией и искусством.
Или же другая "детская" выставка - "Смутный возраст" скандально известного петербуржца Евгения Мохорева. Чистая педофилия: в смутных питерских трущобах, на лестницах и в подвалах Мохорев заставляет позировать разнополых подростков, еще не расставшихся с детством, но взрослеющих на глазах. Это взросление подано чисто физиологически - через неловкие и бесстыдные обнажения моделей очень "немодельного" вида. И поди разберись, проходит шокирующая и одновременно эстетская выставка Мохорева (показывается среди прочих на торгово-пешеходном мосту "Багратион" с 5 апреля) по ведомству "Детства" или относится уже к "Телу".
Эта фестивальная тема вообще решена так, что от московских эротоманов на выставках не будет отбоя. Обещаны и архивные нудистские фотографии 20 - 30-х гг. немца Герхарда Рибике (на выставке в Московском Доме фотографии с 11 апреля), и эротическое чешское фото, так радовавшее в тамошних журналах в пуританские годы застоя (один из экспонатов огромного проекта "Тело и движение" в ЦВЗ "Манеж" - с 12 апреля), и множество других телесных фотоопытов. Но большинство из них - работы современных художников, так что эротоманов ждет разочарование. Тело здесь страдает, стареет, извивается в клоунадных корчах, скрывается за масками и гримами. Главная сенсация нынешнего фотобиеннале - приезд выставки "Токийский натюрморт" японской суперзвезды Нобуеси Араки (Московский Дом фотографии, с 15 мая). Араки очень откровенно снимает голых гейш в духе садо-мазо, а также очень эротично портретирует цветы. Но вся эта "империя чувств" открыточных расцветок сфотографирована так стерильно, так экспериментаторски холодно, что возбудиться на выставке Араки может лишь законченный извращенец. Тело на фестивале - не то, чем оно кажется.
Как и ландшафт. К примеру, на "Фотобиеннале-2002" покажут фотоработы одного из самых модных и знаменитых философов современности Жана Бодрийара. Как философ, он утверждает, что отличия между реальностью и иллюзией в современном мире массмедиа и новых технологий давно утрачены. Как фотограф, он снимает вроде бы традиционные пейзажи. Но оставляет зрителя в недоумении - а были ли они в природе? (ГВЗ "Солянка", с 11 апреля.)
Недоумение (равно как оторопь, возмущение, удивление) - хорошее чувство, очень уместное на выставках современного искусства. И современной фотографии. В том, что эти чувства не замедлят себя проявить на нынешнем Месяце фотографии, можно быть уверенным.