НЕТ, пожалуй, ни одного пассажира, который хоть раз в жизни не проехал на "маршрутном такси". Этот вид перевозки в последние годы стал у нас очень популярным. Вот только термина такого - "маршрутное такси" - вы не встретите ни в Гражданском кодексе, ни в Уставе автомобильного транспорта. Ну и что, казалось бы? Главное, чтобы нам с вами было комфортно. Но то-то и оно, что из-за несовершенства законодательной терминологии страдает пассажир. Логическая связь здесь непростая и требует юридического ликбеза.
На легальном транспортном рынке существует два вида перевозчиков - государственные и частные. Налоговые и прочие контролирующие органы делят их на некоммерческий и коммерческий виды транспорта, что в принципе неверно. Очевидно, что любая перевозка транспортом общего пользования является коммерческой.
Если кто не знает, частный перевозчик - это не тот бомбила, который без всякой лицензии разъезжает по выгодным городским маршрутам и "ломит" с москвичей и гостей столицы бешеные деньги. Частным перевозчиком, например, является "Автолайн" и еще около 90 юридических лиц, которые работают в Москве и Московской области. Большинство из них проходят лицензирование, сертификацию и техосмотры. И вправе рассчитывать на поддержку со стороны властей.
Одна из проблем, с которыми сталкиваются частники, - провоз льготных категорий пассажиров. Дело в том, что нет такого закона, который бы обязывал их возить льготников бесплатно, а бюджет предусматривает возмещение по перевозке льготников только государственным перевозчикам. Как правило, частный перевозчик сам идет навстречу ветеранам и инвалидам, предоставляя им в своих "Газелях" одно место и уже не рассчитывая при этом, что понесенные убытки будут возмещаться ему из муниципального бюджета.
"А ведь эти убытки составляют не менее 9% от их денежного оборота, что не так уж и мало, - рассказывает финансовый директор одной аудиторской фирмы Нина Носырева. - В итоге они вынуждены поднимать цены за проезд. Если сегодня предприятие перевезет всех льготников за свой счет, завтра ему нечем будет заправляться. Государство загоняет частного перевозчика в такие условия, что ему становится невыгодно работать цивилизованно. Зато никто не гоняет так называемых бомбил, которые покупают стикер с названием известного предприятия, лепят его на стекло "Газели" и ездят по тем же маршрутам".
По словам Носыревой, ситуацию с льготниками надо решать с помощью адресных дотаций. То есть добавлять к пенсиям и зарплатам (милиционеров, судей и пр.) сумму, позволяющую им платить в транспорте за билет. "Финансовый оборот должен быть выстроен таким образом: милиционер, к примеру, отдал деньги перевозчику, тот заплатил налоги, милиционер получил из бюджета зарплату и пришел с деньгами на этот же автобус. Но это в идеале. Такой экономической модели мы дождемся не скоро. Сейчас надо хотя бы принять новый Устав автомобильного транспорта. А то мы до сих пор живем по Уставу 1969 г.", - заключает Носырева.