Примерное время чтения: 8 минут
125

Тьма: вопросы без ответов

Энергетический кризис остался позади. Но гарантии, что он не повторится, нет. Мы решили вычленить из проблемы самые острые вопросы и попытались найти ответы на них у ответственных лиц. Увы, судя по ответам, перспективы грустные.

ПОЧЕМУ два объекта, каждый из которых потенциально опасен - нефтеперерабатывающий завод и Чагинская подстанция, - оказались построены в непосредственной близости?

В "МОСЭНЕРГО" разводят руками. "Схема энергоснабжения разрабатывалась в 60-е гг., - говорят в пресс-службе, - так что нам остается воспринимать этот факт как данность. Согласитесь, с советских времен нам в наследство досталось много странных и не всегда объяснимых вещей. Подстанция "Чагино" построена в 1964 г. Может, нефтеперерабатывающего завода в те времена еще не было?"

БЫЛ. Завод в Капотне построили на три десятка лет раньше, в середине 30-х. Значит, налицо просчет именно электроэнергетиков, хотя цену этому просчету мы узнали лишь 40 лет спустя.

ВО ВРЕМЯ аварии в лифтах застряли 2,5 тыс. чел. Связь с диспетчером не работала! Почему?

ОТВЕЧАЕТ Анатолий ОРЛОВ, зам. гендиректора ГУП "Мослифт":

- ЭЛЕКТРИЧЕСТВО отключилось в целых округах - без питания остались Объединенные диспетчерские системы (ОДС). Остановилось 32 тыс. лифтов. Наши механики ходили по подъездам и освобождали пострадавших. Инструкция поведения в подобной ситуации несложная: не пытайтесь выбраться из кабины самостоятельно, звоните по мобильным телефонам в диспетчерскую, стучите соседям - они вызовут спасателей. Понимаю, неприятно, что связь с диспетчером может отключиться вместе с электроэнергией. Но, к сожалению, запитать кнопку вызова автономно технически невозможно.

А ЕСЛИ мобильника нет или он не работает, с чем столкнулись многие в тот день? Авария случилась днем - мало кто из соседей в этот час дома. А если хулиганы содрали в лифте бумажку с телефоном диспетчерской? Если в кабине станет плохо от темноты и духоты? Сошлемся на то, что технически это - в ХХI-то веке - невозможно?

ПОЧЕМУ в вагонах метро в тоннелях было душно, а на платформах и переходах некоторых станций не горел свет?

ОТВЕЧАЕТ пресс-секретарь Московского метрополитена Светлана ЦАРЕВА:

- ВСЕ истории о том, как люди сидели по два часа без света и вентиляции, - неправда. Когда произошла авария на подстанции, метро тут же начали переключать на резервные источники питания. Но это максимум 2-3 минуты, но никак не два часа! Те составы, которые можно было докатить до станции, докатили, чтобы выпустить пассажиров. А в 11.35 началась эвакуация тех, кто застрял в тоннеле. В 13.15 из подземки вывели последнего пассажира. Внутренних энергоресурсов хватило и на свет, и на вентиляцию. Все работники метро проявили настоящее мужество и профессионализм.

А ВОТ что рассказали нам наши читатели. На станции "Третьяковская" света на платформе не было, только в вагоне стоявших поездов. По нему и ориентировались люди. В полной темноте оказались пассажиры на переходе между станциями "Октябрьская" и "Октябрьская-кольцевая". Чтобы выбраться, люди догадались включить мобильные телефоны и поднять их над головой. В кромешной тьме оказались пассажиры и на платформе станции "Ясенево". Подполз поезд, в котором было уже душно - от "Битцевского парка" он ехал 20 минут. Людей пустили в вагоны, чего ждать - не объяснили. Потом по вагонам побежала женщина (даже не сотрудница метрополитена, а просто активистка), которая сказала, что здесь можно задохнуться и нужно быстрее уходить. В темноте люди побрели обратно. Ни у турникетов, ни у выхода по-прежнему не было ни одного человека в форме, который бы объяснил, что происходит и как себя вести. Светлана Д. спустилась на платформу станции "Аэропорт" в 11.40. Турникеты благополучно работали и принимали деньги, хотя все метро уже понимало, что никто никуда не поедет. Но особенно цинично звучала в эти минуты реклама по радио, например, на станции "Тургеневская". Вместо того чтобы четко объяснить людям, как добираться тем, кто не доехал.

ПОЧЕМУ во время кризиса в городе не работали светофоры?

НАМ рассказывает Игорь КОЛОСКОВ, и. о. нач. отдела пропаганды Управления ГИБДД г. Москвы:

- В СТОЛИЦЕ в день отключения энергии из 1581 светофора не работали 236. Хуже всего дело обстояло в ЮЗАО, там погас 131 светофор, в ЗАО - 45, в ЮАО - 42. Все объекты питаются от общей городской сети, и любые перебои с электричеством сказываются на их работе. В этой ситуации наши инспектора сделали, что могли. Регулировать движение вышли все сотрудники, находившиеся в столице, включая даже старших офицеров управления.

ПОНЯТНО, денег на оборудование светофоров устройствами бесперебойного питания жалко. Но ведь ясно: без светофоров город мгновенно встает. Хотя существуют же малогабаритные батареи, способные держать необходимое напряжение в течение нескольких часов. Возможно, нужно рассмотреть проект дублирования напряжения, подключив светофорную сеть сразу к нескольким источникам питания. Это важно еще и потому, что инспектора ДПС и автолюбители во время кризиса не могли понять друг друга - регулировщики не всегда разруливали транспортные потоки, к примеру на Серпуховской или Даниловской площадях. Водители в большинстве своем забыли, как правильно реагировать на сигналы жезла.

Отключение света ударило по карманам многих москвичей. Куда обращаться, чтобы возместить потери?

ОТВЕЧАЕТ Людмила ТРИФОНОВА, адвокат Московского общества защиты прав потребителей:

- РАО ЕЭС признало свою вину, а значит, имеет смысл напрямую обращаться в эту организацию. Претензия предъявляется в письменном виде на имя руководства РАО ЕЭС, где пострадавшие перечисляют все свои убытки и потери. Например, можно перечислить продукты, которые испортились из-за отключения. Помимо этого, у многих есть справки из соответствующих организаций, что они провели определенное количество времени в метро, в лифте. Их копии тоже следует приложить к претензии. Если нанесен вред здоровью, то прилагается копия документа из медицинского учреждения. В том случае, если претензия не удовлетворяется, пострадавший может подать на РАО ЕЭС исковое заявление в суд, где может потребовать возмещения ушерба, в том числе и морального.

ОТКРЫТОЕ акционерное общество РАО "ЕЭС России": 119526, Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 3. Справки по тел. 710-40-01.

ПОЧЕМУ не во всех больницах есть генераторы?

ПО ИНФОРМАЦИИ Людмилы ШВЕЦОВОЙ, руководителя Комплекса социальной сферы Москвы, в темноту погрузились 29 стационарных учреждений здравоохранения, в том числе станции переливания крови. К счастью, нарушений лечебного процесса не было. Запасные источники электроэнергии были немедленно доставлены в больницы, в первую очередь в реанимацию и родильные отделения. Из двух десятков мест, где заготавливается и хранится донорская кровь, пострадала только станция переливания в Царицыне. По словам Евгения Жибурта, директора Федерального центра крови Минздравсоцразвития России, резервное питание на станциях есть, но оно не помогает при глобальном отключении: "Автономная система энергоснабжения есть только на городской станции переливания крови, в немецкой холодильной камере на 30 тонн". Как сообщили в пресс-службе "Мосэнерго", иметь собственные электрогенераторы обязаны учреждения медицинской и социальной сферы - больницы, роддома, детсады. Необходимость иметь автономные источники питания предписана им законом, а надзирать за соблюдением этого правила должны соответствующие министерства. Почему генераторы оказались далеко не во всех больницах и медикам пришлось прибегать к помощи военных (Минобороны передало столичным властям более 20 резервных источников питания), еще предстоит разобраться.

ПОЛУЧАЕТСЯ, если прекращается подача электроэнергии, больницы оказываются в критическом положении. Свои генераторы есть не у всех, надо ждать, когда их привезет МЧС. А ведь в каждом медицинском учреждении стоят еще и холодильники с запасами вакцин и лекарств, условия хранения которых нужно строго соблюдать. Начались проверки: что пострадало, какие потери. Но если государственные аптеки и больницы проверят и испорченное уничтожат, то кто поручится за коммерческие центры? А ведь москвичи идут за лекарствами, не разбираясь, кому аптека принадлежит - городу или частному лицу.

ПАНИКИ не было. Но все равно горожане, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, не знали, как себя правильно вести. Не научили?

ОТВЕЧАЕТ Анатолий СМИРНОВ, автор учебников по ОБЖ, кандидат педагогических наук, доцент:

- ЗНАНИЯ, которые могли пригодиться москвичам во время аварии, они должны были получить еще в школе. Во время уроков ОБЖ - "Основы безопасности жизнедеятельности". О том, как нужно вести себя в городе, детям рассказывают в 5-м, 7-м, 9-м классах. Однако сегодня образованность детей (а следовательно, и взрослых) очень низкая. Еще с 80-х гг. ОБЖ ставятся препоны Министерством образования, которое считает, что этим предметом нужно заниматься только 1 раз в неделю в 8-м классе. Но без знаний о безопасности человечеству грозит самоуничтожение от безграмотности.

Качество науки о безопасности тоже оставляет желать лучшего: детей учат педагоги-непрофессионалы, не хватает изобразительного материала, многие учебники перегружены ненужной информацией и концентрируются на одной теории, не давая практических навыков поведения в ЧС. В Мосгордуме заявили, что скоро москвичам раздадут брошюры с информацией о том, как нужно себя вести в чрезвычайных ситуациях. Самое время махать кулаками после драки!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно