В КОНЦЕ ХХ века наша столица становится крупнейшим мировым перевалочным пунктом нелегальной эмиграции. В наступившем тысячелетии этот бизнес по доходности прочно занял третье место после торговли наркотиками и оружием. Ежегодная прибыль теневых дельцов, специализирующихся на переправке афро-азиатов в страны Западной Европы, достигает десятков млрд. долл.
Цена мнимой свободы
ЩУРЯСЬ на свет, сорокалетний индус через переводчика объяснял столичному следователю, что за доставку его семьи в Германию он отдаст... свою почку! Путешествуют они уже несколько недель, по ночам. Проводники, которые отвечали за нелегальную переправку, испугались интереса со стороны ФСБ и скрылись вместе с деньгами. Брошенные на произвол судьбы люди вот уже несколько дней сидят без еды. Знакомым индуса повезло больше: им год назад вся деревня собрала деньги - около 10 тыс. долл., для нелегальной переправки на Запад, и теперь они там в лагере для беженцев.
"Нелегалы" из Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки и Китая готовы отдать все, что имеют, лишь бы добраться до Западной Европы. А там будь что будет. В качестве платы за "тур" с них берут не только деньги, но и человеческие органы и даже детей! Людей используют в качестве контейнеров для наркотиков, перевозчиков оружия, берут в рабство. Лишь половина "нелегалов" в назначенные сроки добирается до Европы. Остальные, ограбленные и брошенные, оставшись без денег и документов, оседают по дороге.
Факты, когда от иммигрантов избавляются их же сопровождающие, не редкость. Последним проще расстаться с бросовым товаром, чем иметь проблемы с правосудием. Есть в этом бизнесе и профессиональные "кидалы". Недавно из России был выдворен афганец (гражданин Великобритании), который вывозил своих соотечественников сотнями. Правда, только единицы добирались до пункта назначения. Остальных "конвоиры-сусанины" отвозили на границу с Прибалтикой, где сдавали за деньги местным пограничникам. В Латвии или Литве нелегалов помещали в специальные лагеря, затем депортировали обратно на родину.
Для тех, кто не достиг заветной цели, пути всего два: либо стать членом преступной группировки, либо "пахать" на хозяина в надежде накопить денег на новый "тур". Живут нелегалы в нечеловеческих условиях, по двадцать человек в комнате, не имея возможности даже обратиться за помощью к врачу.
По этапу
В МОСКВУ нелегалы попадают различными путями. Из Индии, Бангладеш и Африки добираются в основном самолетом под видом туристов или командированных. Приглашения для псевдотуристов оформляют их бывшие соотечественники (осевшие в России еще со времен дружбы СССР с развивающимися странами) через подставные фирмы. Одна такая фирма выдает до 2 тыс. приглашений ежегодно. Надо ли говорить, что о судьбе приглашенных "руководители" фирмы не имеют ни малейшего представления. Пакистанцы, афганцы, китайцы пешком переходят границу с бывшими союзными республиками и Россией, а до Москвы добираются на перекладных или по железной дороге. Поездные бригады провозят их под видом местного населения, не гнушаясь использовать людей для мытья вагонов.
Тех, кто прилетает в столицу по "липовым" приглашениям, встречают в аэропорту и везут на квартиру, где собирается группа. "Индивидуалы", прибыв в Москву, отправляются на столичные рынки, где соотечественники сводят их с функционерами, отвечающими за этап "Москва - Запад". Когда группа сформирована, людей на машинах с подмосковными номерами либо автобусом ночами везут к западным границам. Путь без еды, полный страхов, унижений и надругательств. Проводники насилуют беременных женщин на глазах у их мужей, избивают стариков, глумятся над детьми. Обращаться за помощью бесполезно, нелегалы не знают не только языка, но и не понимают, где находятся. На границе с Польшей и Венгрией активно подключается местное население. Проводники лесными тропками выводят людей мимо пограничников, правда, при малейшей опасности нелегалов бросают.
Держат такие "каналы" транснациональные преступные группировки, у которых "схвачен" весь маршрут. Организаторы, как правило, связаны с наркобизнесом и торговлей оружием, а нелегалы используются в качестве курьеров. Для некоторых из них месячное путешествие заканчивается длительным тюремным заключением или даже смертью.
Московский караван-сарай
В СТОЛИЦУ ежедневно приезжает около 3 млн. чел., для большинства это место работы, для нелегалов - перевалочный пункт, правда, некоторые оседают надолго. Старожилы столичной нелегальщины - китайцы и вьетнамцы. Бывшие студенты московских вузов во время перестройки развернулись на ниве челночества. Помимо подпольных цехов за вьетнамцами и китайцами числятся грешки и посерьезнее: проституция, наркотики и оружие. Афганцев в Москве около 20 тыс. чел., их умение обращаться с оружием широко известно, все-таки война в нескольких поколениях. Афганцев охотно берут не только охранниками, но и киллерами. Пакистанцы, как и афганцы, являются основными поставщиками наркотиков, в основном героина. Индусы известны на подпольных рынках по пересадке органов. Операции по получению трансплантатов (почки, селезенка) проводятся и в Москве. Азиаты торгуют также женщинами и детьми.
Самое ужасное, что бороться с потоком криминальных элементов, который ежечасно "прокачивает" через себя Москва, правоохранительные органы фактически бессильны. Дело в том, что на сегодняшний день закон предусматривает наказание только в отношении самих иммигрантов, которых за нелегальный переход границы и нахождение без регистрации или визы можно выслать из страны (хотя даже на это у государства нет денег). Самим же организаторам (они, как правило, имеют либо российское подданство, либо являются гражданами Западной Европы) за соучастие в нарушении государственной границы грозит всего лишь штраф. При наличии хороших адвокатов им не о чем беспокоиться. Свидетельские показания нелегалов, которые не понимают, что происходит и где они находятся, не могут в суде служить вескими доказательствами. "Пока в уголовном законодательстве нет соответствующей статьи за организацию нелегальной иммиграции, - сказал зам. начальника отдела ФСБ Александр Мурашов, - мы ничего сделать не можем. Так, на высылку организатора афганского канала нам потребовалось полгода, а он с поддельными документами был опять в Москве уже через неделю..."