Александр ШУЛЬГИН знает о шоу-бизнесе все или почти все. И не только как сочинить хит (коих он во множестве написал для своей супруги Валерии). Он еще и бизнесмен, досконально знающий экономику индустрии развлечений. Хотя и утверждает, что у нас в стране есть шоу, но музыкального бизнеса почти нет.
- ЧТО такое бизнес? Это какое-то дело, стабильный источник дохода, а не разовые удачные сделки. Шоу-бизнес же подразумевает некую эксцентричность. Артисты, рассказывая о себе, часто преувеличивают собственные успехи, что-то придумывают, пускают пыль в глаза. Со стороны создается впечатление, что это такое же серьезное занятие, как торговля нефтью. Но в реальности шоу-бизнес непредсказуем и чем-то похож на игру в рулетку. Можно заработать кучу денег без больших вложений, а можно проиграть все.
- И все же, сколько всего денег крутится в поп-индустрии?
- Потенциально емкость отечественного рынка не менее миллиарда долларов. Думаю, что в реальности индустрия грамзаписи занимает 300 млн. долл. Концертный бизнес составляет 120-150 млн. долл. Отдельной строкой выделил бы культурные "мероприятия", на которые не продаются билеты (я имею в виду корпоративные торжества, дни города и проч.). Это примерно еще 100-120 млн. долл. Еще есть авторские вознаграждения, то есть сборы за публичное исполнение. Но этот сегмент в нашей стране работает плохо. Он мог бы приносить 100-200 млн. долл. Но составляет всего 10-15 млн. долл. Во всем цивилизованном мире определенный процент платят магазины, рестораны, железнодорожные, авиакомпании и т.д., то есть все те организации, где звучит музыка. У нас это не практикуется. Электронные СМИ (ТВ, радио, Интернет и т.д.) тоже недоплачивают. Но постепенно эта ситуация изменится.
Кстати, существует предусмотренная законодательством, но не работающая на практике статья, по которой должен взиматься сбор с продажи чистых кассет и записывающей аппаратуры. В 90-95% случаев чистые кассеты используются для перезаписи чьей-то интеллектуальной собственности на предназначенной для этого аппаратуре. Сложно установить, чью музыку будут тиражировать, поэтому на Западе взимается около 10% от стоимости техники и самих кассет. И часть этой суммы, согласно рейтингам популярности, распределяют между исполнителями и авторами.
- А такая мега-звезда как Мадонна на чем больше зарабатывает - на продаже альбомов или на концертах?
- Не знаю, как она продала свой последний альбом "Мьюзик", но предыдущий "Фрозен" разошелся тиражом около 3,5 млн. экземпляров. Авторские отчисления она получила в среднем по 2 долл. с альбома. Грубо говоря, на продаже альбома она заработала около 7 млн. долл. В то же время серия концертов ее последнего турне принесла 11 млн. долл. Те же "Роллинг Стоунз" на альбоме заработали около 10 млн. долл., а на туре - около 115 млн. долл. Но, безусловно, гастроли - более утомительное занятие.
- Наши поп-звезды часто возмущаются, что получают гонорары существенно ниже, чем их западные коллеги, хотя собирают такие же залы.
- Затраты на концерты западных гастролеров и наших звезд почти одинаковые - аренда зала, аппаратура, рекламная кампания и т.д. Например, концерты российского исполнителя устроителям обходятся в 100 тыс. долл., на западного они тратят 150 тыс. долл. (не считая гонорара). Но билеты на западного исполнителя примерно в пять раз дороже. При этом сборы с концерта российского исполнителя - 120 тыс. долл., а с западного - в пять раз больше, то есть - 580 тыс. долл. При одинаковой затратной части в первом случае прибыль - 20 тыс. долл., во втором - 350 тыс. долл. Вот отсюда и разница в гонорарах.
- Почему на московских аудио- видеорынках пиратские диски западных исполнителей стоят дешевле, чем диски наших артистов?
- Может быть, в эту цену пираты закладывают риск "получить по голове" от российских артистов. Ведь западные далеко, а наши рядом. Но насколько мне известно, с завода диски отпускают по одной цене - примерно по 15-20 руб. за диск. А на рынках они уже стоят от 50 до 100 руб., пройдя через третьи руки. Себестоимость пиратского диска без полиграфической вкладки и коробки еще ниже - около 5 руб.
- Каков, по твоим оценкам, объем пиратского рынка?
- Не менее 80%. По разным данным, только в Москве около 10-12 заводов, частично занимающихся тиражированием нелицензированной продукции, не говоря уже об Украине. К сожалению, борьба с пиратством выливается лишь в показные акции. Больше пугают, а реальных действий не происходит. Хотя есть и позитивные сдвиги. После кризиса 98-го года многие из тех, кто были явными пиратами, стали легализовываться и потихоньку вкладывать деньги в официальные музыкальные каталоги.