ЗНАМЕНИТЫЙ музыкальный рынок, которому поклонялись московские меломаны, стал похож на гостя столицы без регистрации: только "Горбушка" откроется в каком-нибудь месте Москвы, как туда приходят люди в форме и просят освободить территорию. Год назад "горбушечников" выгнали из старого парка, "административно вмешавшись в конкуренцию". Именно так Министерство по антимонопольной политике РФ определило то, за что у ООО "Горбушка" в Филевском парке отобрали право на торговлю дисками и кассетами и передали телевизионному заводу "Рубин". Купить что-нибудь для души на заводе сегодня можно по "пиратским" ценам прежнего рынка. За что боролись?
Борьба за территорию
ИСТОРИЯ борьбы начинается с того, что в один прекрасный день лоточная торговля контрафактной продукцией в Филевском парке надоела чиновникам. А живущие в этом районе москвичи устали от мусора, который производили толпы жующих и пьющих меломанов. Еще раньше заводу "Рубин" надоели собственные пустующие без телевизоров цеха, тогда как в непосредственной близости жил и рос не до конца организованный, но очень прибыльный музыкальный рынок. Убедить (за 25% от всех доходов в будущем) столичные власти в том, что рынок в парке нужно перевести через дорогу под "рубиновую" крышу, особого труда не составило. Жалобы народа пришлись как нельзя кстати, а чтобы создание новой компании (на четверть отданной московскому правительству) было не таким вызывающим, решили прикрыться лозунгом борьбы с пиратской продукцией. Народу же было обещано: пока не будет построено достаточно парковок и пешеходных переходов с выходами в торговую зону, пока не будут отселены жители двух соседних домов, торговля на старом месте возобновлена не будет.
Действительно, какое-то время "Горбушки" в Москве не было. Но длилось это недолго: спустя пару месяцев "горбушки" стали расти как грибы. Первым о причастности заявил рынок у ст. м. "Марьино". В качестве вещественного доказательства предъявлялись переехавшие с "Багратионовской" продавцы. (Потом продавцы стали разменной монетой - их стали предъявлять и другие "наследники".) "Горбушка" появлялась и на Митинском рынке, и на рынке у Можайского шоссе. Говорили, что вот-вот она обоснуется в Московском Дворце молодежи.
Апофеозом стало открытие в один день "Горбушки" на ЦСКА и на "Рубине". Но спортивный комплекс выдержал всего два выходных дня. Все последующие выходные оказывались занятыми спортивными мероприятиями. А завод столкнулся с тем, что его "Ля-ля парк" (проживший около месяца со дня открытия под вывеской "Горбушкин двор") появился на свет одновременно с торгово-выставочным комплексом (ТВК) под названием "Горбушка". Ее возродил к жизни хозяин прежнего музыкального рынка. Кстати, он же запатентовал все вариации на тему "Горбушка" и обещает судиться с каждым, кто на них впредь посягнет. (Теперь понимаете, почему сосед назвался "Ля-ля парком".) Конечно, все уже забыли, что именем рынок обязан не ему, а директору авиационного завода Горбунову. Но запатентовал же Юрий Лужков рецепт кулебяки, которую до него пекли как минимум лет сто...
Без пиратов не обойтись
НОВЫЙ-СТАРЫЙ рынок открылся без достаточного количества парковок и пешеходных переходов (постановление о необходимости все это строить появилось только месяц спустя после открытия). Проекта реконструкции прилегающих территорий нет до сих пор. Зато есть целые две "горбушки", живущие в заводской коммуналке. И борьба за бизнес у соседей в полном разгаре. "Рубин", например, отключал электричество, и "горбушечники" торговали при свете фонарей, а чеки выписывали от руки. Насылал всевозможные проверки - УБЭП, ГУВД, СЭС, Госпожнадзора, Госторгинспекции. Грозил отключить водопровод и канализацию. А руками своего властного партнера (правительство в "Ля-ля парке" представляет ГУП "Информзащита") отнял у "Горбушки" 1,4 га автостоянок, за которые в 1999 г. было заплачено около 500 тыс. долл. Но и ТВК в долгу не остался: инициировал письмо на имя мэра с обвинениями директора "Рубина" в вымогательстве. После этого и "Горбушку", и "Ля-ля парк" проверил Департамент потребительского рынка и услуг. И изъял более 1800 нелицензионных дисков. Особенно впечатлило проверяющих, что принадлежали они и одним, и другим соседям. А на некоторых стояло клеймо "Информзащиты".
Как-то неловко вспоминать, что "Ля-ля парк" отнимал бизнес у "Горбушки" под лозунгом борьбы с пиратской продукцией. Теперь, когда дело сделано, лозунг перестал быть актуальным. "Горбушка" же никогда не скрывала пиратского происхождения части своей продукции. На нее всегда был спрос. Спрос есть и сейчас, глупо этого не замечать. Понимают это и в "Ля-ля парке". Потому, говорят, пытаясь удовлетворить запросы экономных покупателей, пускают пиратов торговать за наличные без официальной регистрации торговых мест.
Говорят, что всей этой рыночной чехарды не случилось бы вообще, если бы владелец теперешнего ТВК согласился отдать 25% прибыли московскому правительству. Ведь проект создания крыши над рынком появился в 1999 г. И то, что "Горбушка" не согласилась, навлекло на нее все последующие беды. Какой из рынков сами москвичи будут считать "Горбушкой", не знаю. А пока меломаны привыкают к виртуальной gorbushka.ru. Может быть, по этому адресу знаменитая "Горбушка" закончит свое существование?!