"КТО с мечом к нам придет, тот по оралу и получит!" - услышал я громкие крики, подходя к Калужской (бывшей Октябрьской) площади. Московские толкиенисты покинули Нескучный сад и тусуются каждый четверг у памятника Ленину.
ОДЕТЫЙ должным образом - старые потертые джинсы, одолженные у жены фенечки и вытребеньки, - я выхожу к памятнику Ленину. Вместе со мной по узкой кишке перехода движутся к месту сбора люди (эльфы, гномы - нужно переходить на местный диалект) в самой невообразимой одежде. "Мирные жители" жмутся к стенам - у многих толкиенистов из-за спины торчит перекрестье меча либо рукоять секиры. Странное дело - если лет пять назад среди них преобладали расслабленные хиппаны, то теперь попадаешь в водоворот мрачных личностей в коже и рогоже. Панки и металлисты - примерно 50/50. Ну и антураж характерный - вместо плащей из занавесок балахоны с рожами любимых рок-идолов и масса металлоконструкций. Я имею недвусмысленное задание - внедриться в "общину" и поговорить по душам... Неуютно.
Ухорезы и менестрели
ДВОЕ полезли на памятник Ленину. На них мало кто обращает внимание - такое, видно, здесь не впервой. Подхожу с початой бутылкой пива к небольшой тусовочке, декламирующей малопонятные стихи на неизвестном языке. Насторожились. "Вы, собственно, к кому?" - спрашивает меня невысокий парень (гном?). Я начинаю объяснять, что, мол, Толкиена люблю, но на тусовке новичок, помогите, мол, расскажите, что к чему. Настроение меняется: "Что ж, садись, коли хороший человек". Следующие полтора часа прошли в рассказах, прерываемых кратковременными отлучками моих собеседников на импровизированное поле боя или в кусты по малой нужде (бедный скверик!). Рассказывает благообразно-эльфийский Фандолин (в миру Антон): "Почему ушли из Нескучника? Местным жителям что-то не понравилось. И каждый четверг, когда все собирались, приходили менты... Как обычно - многих избили, многих задержали. В общем, пришлось нам оттуда уйти. Теперь вот здесь собираемся... Маньячатся (дерутся на бутафорском оружии) здесь реже - теперь легче найти у нас гитару, чем меч..."
Рядом с нами строевым шагом проходит десятка полтора скинхедов. Эти-то здесь откуда? "Скины задолбали, - продолжает Фандолин. - Сейчас пива насосутся и начнут кулаки чесать. Из-за них менты и прибегают, всех под одну гребенку метут. Вот раньше в Нескучнике главной была леди Альвис, так при ней такого беспредела не было. Она даже какое-то разрешение имела, зарегистрированную организацию".
За кого помирать?
МЕНЯ, впрочем, больше интересует расовый расклад, так сказать, этнография современного Эгладора (Потерянной Земли). "За кого" мне быть - за эльфов, гномов или за "темные силы"? "Ты знаешь, я тебе даже посоветовать ничего не могу, - отвечает Фандолин. - Раньше было больше эльфов и людей, сейчас, наверное, больше стало "темных" - сумеречных эльфов, племен Востока и даже гоблинов. Правда, в гоблины идут те, кому больше нравится махаться, а не играть. Ну а если хочешь стать эльфом, должен себе сделать легкий меч, кинжал, если охота - лук... Плащик там, волосы подлиннее. И обязательно имя надо выбрать. У тебя какое?"
Тут я судорожно вспоминаю все прочитанное, разговоры знакомых толкиенистов и решаюсь спереть игровое имечко давнего студенческого приятеля - Анганар (по-эльфийски - "Огненное железо"). "Ну, это еще ничего, - покровительственно говорит мой собеседник. - Вот если бы ты назвался каким-нибудь персонажем, описанным у Толкиена, имя тебе пришлось бы защищать. Специальный обряд под надзором игровых мастеров. Редко кто его может пройти, так что сейчас почти и не пытаются. Впрочем, в каждой маленькой общине свои правила. Вот если у нас, например, нет своего мага Гэндальфа, мы его обязательно рекрутируем. Для внутренного пользования. Еще можем и набор объявить - раньше Гэндальфов было как собак. Теперь, правда, поменьше стало - "темные" усилились, много народу к ним откочевало. Что на осенних играх под Казанью делать будем - ума не приложу. Они ж нас опять разметут, как в прошлый раз... Так что, если надумаешь, приходи обязательно, нам неробкие эльфы во как нужны!"
Задумчиво пью пиво. На соседней скамеечке создается новая игровая семья. Гном из Железных холмов сочетается законным браком с гномихой из Лунных гор. Их поздравляют соплеменники в "косухах" и панковских балахонах. Эльфийский менестрель терзает дешевую фанерную гитару и немузыкально орет национальную эгладорскую песню "Мория-Мория". Здоровенный чугунный Ленин в лунном свете выглядит весьма загадочно. Мысли прыгают совершенно бессвязно - предполагал ли профессор Джон Рональд Руэл Толкиен, что дело так обернется, думал ли он о том, что "светлые" вломят под Казанью "темным" или наоборот? И не пора ли мне уже идти домой и собираться на битву народов? Благо имя есть, осталось подобрать соответствующее дреколье.
НАША СПРАВКА. Толкиенисты. Крупная популяция молодых людей, чаще всего старшеклассников и студентов трех первых курсов вуза. Преобладают гуманитарии. Читают и постоянно перечитывают произведения Дж. Р. Р. Толкиена, родоначальника стиля фэнтези в мировой литературе. Делятся на "светлых" (ортодоксальных) и "темных" (любителей всяческих апокрифов). Светлые - эльфы, люди Солнца, гномы, хоббиты. Темные - орки горные и орки Урук-Хэй (4 тыс. чел.), сумеречные эльфы (6 тыс. чел.), люди Востока (3 тыс. чел.). Популяции магов весьма малы и для серьезного человека интереса не представляют.