Примерное время чтения: 3 минуты
144

Фронтовые письма - 1 тыс. долл.!

СКОЛЬКО писем было написано за годы Второй мировой войны? Миллионы! И разве знал кто тогда, что пройдет 60 лет и бережно хранившиеся фронтовые треугольники станут антиквариатом? На "черном рынке" Москвы появились письма фронтовиков. Иностранцы-коллекционеры покупают их за 1 тыс. долл. каждое.

ЕСТЬ отлаженный механизм такого бизнеса. "Черные поисковики" отправляются куда-нибудь в глубинку, туда, где пенсионерам сумма в 300-500 руб. кажется заоблачной. Покупают у местных жителей за эти смешные деньги фронтовые письма и везут их в столицу. Другой канал - школьные музеи военной истории, коих с советских времен осталось множество. Пополняя экспозицию, ученики регулярно выезжают на места боевых сражений. Одна из экспедиций вернулась этим летом с фронтовыми треугольниками. Их вроде бы привезли в школу (не хочу называть ее номер) и уже были готовы поместить на специальный стенд, но... письма пропали. Кто вез, кто кому передал - неизвестно. Но именно эти письма, по информации историков, сейчас и идут с молотка.

Школьные музеи, как и музеи на заводах и предприятиях, - это так называемые малые, вернее, негосударственные музеи. И сегодня они влачат жалкое существование: не хватает денег, помещений. "Иногда люди и приносят для музея что-то из своего дома, - рассказывает директор музея-клуба "Кунцево" Валентина Кутя. - Но через некоторое время забирают обратно. Ведь музей не может дать никаких гарантий сохранения ценного экземпляра. Он же негосударственный. И экспонаты в нем не учтены (разве что в музейном журнале). Максимум - он зарегистрирован на районном уровне".

В принципе, как нам объяснили в Комитете по культуре Москвы, у любого негосударственного музея есть шанс стать государственным. Если специальная комиссия решит, что имеется действительно коллекция, а не набор каких-то предметов, что она представляет ценность для государства, тогда музей зарегистрируют. И можно претендовать хотя бы на отдельное помещение. Но всем ли школьным музеям нужен государственный статус? Не проще ли было передать на хранение экспонаты, имеющие историческую ценность, например, Музею истории Москвы? А что касается фронтовых треугольников - это проблема уже государственная. И чтобы история наша не пошла по рукам, оставшиеся письма государство должно купить у стариков, если они согласны. Это нормальная мировая практика. А потом передать на хранение в Музей истории ВОВ. Кстати, и мы уже предлагали это, хорошо было бы рядом с музеем на Поклонной горе собрать в памятник мемориальные доски с фамилиями погибших. Когда-то они украшали фасады или внутренние помещения предприятий. Сейчас здания занимают вновь созданные организации, мемориальные доски в лучшем случае пылятся на складах, в худшем - разбиваются при очередном ремонте и выбрасываются...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно