ШКОЛА N 1963 в Южном Бутове - типичная новостройка, открылась год назад. Иду по уютным и красивым холлам в компании нескольких мам и бабушек. "Посмотрите, как везде чисто, на полах - ковры, в классах - музыкальные центры, телевизоры и видеомагнитофоны, всюду цветы", - говорят они с гордостью. Но больше всего меня поразила альпийская горка с фонтаном. Понятно, что такой интерьер стоит денег. Откуда они у самой обычной школы? Оказалось, "из кармана" родителей. В обязательном порядке собирают на охрану в месяц по 50 руб., добровольно на экскурсии - по 200 руб. Все остальные траты обсуждаются на родительском собрании. Деньги проходят через фонд, на каждый купленный стул есть квитанция.
Школа - одна из популярных в микрорайоне, поэтому сейчас в классах до 30 человек. Случаются и конфузы. Новые ученики, привыкнув в старых школах курить в туалетах, расписывать парты и кидать жвачку на пол, были весьма удивлены, получив по шапке не только от учителей, но и от одноклассников. Но нам сейчас важнее разобраться в других конфликтах: понятно, что не все родители (уточню: из числа тех, кто МОЖЕТ) соглашаются платить.
Конец старой привычке
ЕЩЕ несколько лет назад проблема "поборов" в школах подавалась исключительно в негативном свете: мол, по закону детей обязаны учить бесплатно, а корыстные директора принуждают к "добровольным пожертвованиям". Но сегодня все чаще родители сами предлагают помогать школе. Ведь не помешают охранник у входа, возможность ходить в театры или музеи, дополнительные учебники и пособия. Да и официальный документ по этому поводу уже существует. В июне этого года принят закон "О развитии образования в городе Москве", где кроме давно известных строк "гарантируется общедоступность и бесплатность получения образования" есть статья о попечительских советах. По словам депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича, пока в Москве работает мало советов и зачастую родители просто не знают о своих правах: "В идеале необходимо создавать фонд и открывать счет в банке, но ведь этим надо заниматься самим родителям. Я интересовался проблемой финансирования в одной из американских школ. Ей дают деньги и город, и штат. Но существуют и несколько попечительских советов: один занимается компьютерами, другой - спортом, третий решает проблемы детей из малообеспеченных семей. Для нас такая развитая система попечительства - в далеком будущем".
Вероятно, зловещая цифра (в законе статья идет под номером 13) мешает созданию совета в каждой столичной школе, но председатель городского Совета родительской общественности Елена Смирнова называет другую, более прозаичную причину: "Кроме туманного положения у нас ничего нет, создавать попечительский совет с помощью одной статьи закона нельзя. Необходима четко прописанная схема. Например, многие родители не подозревают, что намного проще и дешевле заниматься попечительством не самостоятельно, а с помощью благотворительного фонда. Это юридически безопаснее, поэтому проблем будет меньше".
Трудности преодоления
КСТАТИ, попечительский совет - это не только родители. Каждая фирма часть средств отдает на благотворительные цели, так школы могут получить постоянных спонсоров. Иногда папы и мамы сами привлекают организации, поэтому в совет могут входить все заинтересованные лица. А в перспективе у попечительских советов может появиться еще одно достоинство: они ведь могут не только деньги собирать, но и участвовать в образовательном процессе. Решать, какие дополнительные предметы ввести, как привлечь в школу молодых и талантливых педагогов. Так, по крайней мере, работают попечительские советы на Западе. Нам же надо сегодня преодолеть единственную трудность: мы должны понять, что вкладывать деньги в образование собственных детей - правильное решение.