Примерное время чтения: 3 минуты
208

А Толстому можно не платить

КНИЖНЫЕ магазины Москвы ломятся от посетителей. А произведения модных писателей идут нарасхват не только у покупателей, но и у постановщиков фильмов и сериалов. За последние 6 лет, с момента предоставления налоговых льгот этой отрасли, книжный бизнес развивался очень динамично. В прошлом году даже был побит рекорд советских времен: издательства выпустили более 70 тыс. разных произведений. А оборот этого бизнеса достиг 1,2 млрд. долл.

Поделенный пирог

МОСКВЕ по праву принадлежат лавры книжной столицы. Здесь издается 80% от всего количества книжек и продается более половины. Ведь где еще найдешь квалифицированные кадры, качественные полиграфические услуги. А самый богатый и читающий покупатель - опять же в Москве. Например, питерское издательство "Тандем" готовит книги у себя, а печатать и продавать везет в Москву.

Несмотря на то что интересы читателей нередко меняются, книжный рынок уже устаканился и основные игроки определены. По словам президента Ассоциации книгоиздателей Ивана Лаптева, более 2/3 всего рынка приходится только на 25 крупнейших издательств. Однако, чтобы удержать свои позиции, им приходится работать в острой конкуренции. "Рынок сейчас перенасыщен, - считает заместитель гендиректора издательства "Вагриус" Андрей Ильницкий. - Компании не согласовывают между собой тематические планы, и в результате на одном прилавке можно увидеть 5 книг о русской кухне или десяток пособий о здоровом теле". Среди издательств существует негласное соглашение не переманивать популярных авторов. Но чего не сделаешь, чтобы привлечь читателя. Например, издательство "АСТ" увело Дашкову из "ЭКСМО", а Остера - из "Росмэна".

Правило утроения

СКОЛЬКО же получают издательства? Оборот крупной компании составляет около 15 млн. долл. в год. "В целом рентабельность книгоиздания достигает 15-20%, - говорит Иван Лаптев. - Правда, с нынешнего года на книги введен налог на добавленную стоимость. И многие издательства окажутся на грани убыточности. Кроме того, по этой же причине книги уже подорожали на 40-50%".

Впрочем, прежде чем книга доходит до магазинной полки, ее цена увеличивается в 2,5 - 3 раза. Как рассказали нам в небольшом издательстве, себестоимость обычной книжки в твердом переплете укладывается в 1 долл. Из него десятая часть уходит автору, столько же - на издательскую подготовку и макеты пленок, дальше 40% забирает типография, и 40% надо заплатить за бумагу и краски. Затем само издательство накручивает половину от себестоимости, 20% прибавляет оптовик и 40% оседает в магазинах. По мнению главного редактора журнала "Книжный бизнес" Владимира Драбкина, в этом нет ничего плохого: торговля должна иметь деньги, чтобы быстро и эффективно продавать книги. На Западе куш распространителей и магазинов еще больше.

Самыми прибыльными сейчас считаются детективы и женская проза. А вот более качественная литература пользуется ограниченным спросом. К слову, %D

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно