ЧЕМ раньше наступает весна, тем раньше на дорогах появляются ямы и канавы. Причиной таких "дырок" часто являются металлические "крышки" колодцев, которые, оседая вниз, тянут за собой асфальт. Между тем дороги во всех цивилизованных столицах давным-давно оккупировали "плавающие" люки, они никуда не сползают, не проваливаются, лежат вровень с дорогой и вообще ведут себя прилично. Недавно прогрессивная технология добралась и до московских магистралей.
В качестве эксперимента "плавающими" люками укомплектовали колодцы на ул. Бутырской и пересечении ул. Самотечной с 3-м Самотечным переулком. По словам разработчиков, кроме вышеперечисленных у новых люков масса других преимуществ. Они выдерживают нагрузку в 40 т против 25 т для старых люков, так что тяжеловозы им не страшны. Гарантийный срок эксплуатации традиционных крышек для колодцев всего 3 года, "плавающим" люкам стойкость гарантирована в течение 5 лет. Поэтому ремонтировать их придется реже: нынче каждый год чинить приходится около 20 тыс. металлических "крышек". Стоят "плавающие" люки не дороже обыкновенных: 4,2 тыс. руб. за штуку. Если начать их выпускать в промышленных масштабах, а не мелкими партиями (по 10-15 шт., как сейчас), цена снизится. Отдельно тратиться на установку "плавающего" люка тоже не надо: его укладывают одновременно с асфальтом.
Несмотря на столь лестные характеристики, как рассказал мне председатель Комиссии по городскому хозяйству и коммунальной реформе МГД Владимир Васильев, специалисты по дорожному строительству относятся к "плавающим" люкам скептически. Специалисты опасаются, что опора на асфальт недостаточно надежна и при перепаде температур люк вместе с дорожным полотном может банально просесть. (Чем тогда, скажите, они лучше обычных?!) Хотя, по идее, "плавающие" люки выдерживают большие нагрузки, чем традиционные, они еще ни разу не подвергались испытанию столь интенсивным, как в столице, движением. До конца неясно и то, как на "плавающие" люки подействует новый противогололедный реагент. Еще один недостаток: на новых "крышках", в отличие от старых, не предусмотрены замки, так что добраться до водопроводных и канализационных труб сможет любой желающий. Видимо, суммировав все это, владельцы столичных колодцев - "Мосводоканал", "Мосводосток" и "Москоллектор" - решили не суетиться, а понаблюдать пару лет за тем, как будут себя вести экспериментальные образцы "плавающих" люков. Тем более нынче в городе около 500 тыс. колодцев и, чтобы сменить им всем "крышки", нужна весьма внушительная сумма.
Ну а нам по-прежнему остается "праздновать весну", попадая колесами в яму от провалившегося люка.