ВАЛЕРИЙ ФОКИН, возглавляющий Творческий центр им. Мейерхольда, постоянно и программно представляет свои сценические площадки дебютантам, и, стало быть, вопрос о том, есть ли и какова сегодня молодая режиссура, - к нему.
- ЕЩЕ несколько лет назад не о чем было говорить. Считалось, что молодой режиссуры нет. Но в последнее время ситуация изменилась к лучшему. И сегодня я с радостью называю имена тех, "кому за 20": Василий Сенин, Николай Рощин, Елена Невежина, Юрий Урнов, Нина Чусова, Владимир Епифанцев, Кирилл Серебренников. Именно им предстоит делать Театр завтра. Четверо из этого списка, например, работают у нас в Центре. Я очень рад, что даже какая-то мода пошла на молодых.
Но главное, чтобы мода не превратилась в вал, когда теряется качество. Ведь сегодня новичков окружает много соблазнов. Можно быстро сделать имя благодаря критике, получить возможность постановки, пригласить звезд, найти деньги, стать популярным. Но в результате молодые часто лишаются возможности рассказать о себе через спектакль. А если ты не сделал свой, авторский спектакль, ты не сможешь расти дальше. Молодого режиссера заведомо ставят в ситуации, когда он должен быть благодарен, что его взяли в этот театр, дают ставить. Но ведь так начинается потеря себя.
Еще один соблазн - обслуживание звезд. Попав в солидный театр, новичок волей-неволей начинает заниматься обслуживанием этого театра, его реноме, обслуживанием звезд - того надо занять, этого не забыть. "А вам так удобно - здесь правее, здесь левее?" Так теряется свобода.
Что выбирают молодые режиссеры для постановки? Среди предпочтений нет классики. Есть интерес к современной неожиданной драматургии, которая сейчас явно стала набирать обороты. Есть ощущение какого-то брожения, чего нельзя было сказать еще года два назад. И это естественно - начинающие режиссеры хотят своего языка, адекватного их мироощущению.
Если говорить о каких-то общих "поколенческих" чертах молодых... Они более независимы, определенны в своих желаниях, более агрессивны, не скованы, разумеется, цензурными поправками, как это было у меня в молодости. При этом они более прагматичны.
Если же речь вести о недостатках, то это отсутствие у многих общей культуры. Не образования, не начитанности, а именно КУЛЬТУРЫ, которая должна идти вровень с профессией и человеческим опытом. К сожалению, сегодня Интернет или поверхностные впечатления заменяют все. Зощенко говорил в свое время: радио изобрели - люди счастливее не стали. То же самое с Интернетом. Конечно, момент прохождения своего человеческого пути связан с возрастом. Другое дело, у многих появилось НЕЖЕЛАНИЕ его проходить.Но надеюсь, что эта "болезнь" пройдет.
Кстати, интересная молодежь появилась не только в России. Я пригласил в Центр им. Мейерхольда японских режиссеров. У столичных зрителей будет возможность сравнить их работы с нашими.