Недавно я пересмотрела фильм Алексея Учителя "Рок". Сильный фильм. Почему режиссер не снял его продолжение?
Г. С и н е л ь н и к о в а
Отвечает кинорежиссер Алексей УЧИТЕЛЬ:
- Я СНИМАЛ картину в 1987 г., на самом пике развития советского андеграунда. Хотя делал фильм не о музыкальном направлении, под словом "рок" подразумевается "судьба". Мне были интересны именно эти персонажи - Гребенщиков ("Аквариум"), Цой ("Кино"), Шевчук ("ДДТ"), Гаркуша ("АукцЫон") и Адасинский ("АВИА"). В 97-м появилась возможность сделать "Рок. 10 лет спустя". Но я отказался, потому что эти люди действительно очень изменились. В итоге получилась картина "Последний герой": после гибели Цоя осталось много материала, и меня попросили это сделать. Так что людей этих я знаю, знаю, чем они живут, как они изменились, и как раз эти изменения во многом не устраивают. Единственный, по отношению к кому можно поставить знак равенства между 87-м г. и сегодняшним днем, - это Шевчук. Мне кажется, что этот человек по своей внутренней сути не изменился. Может быть, он стал более благополучным - что вполне справедливо. Внутреннее же его счастье осталось прежним. Все остальные стали другими. Хуже или лучше - тут еще надо разбираться в тонкостях...
Никогда не забуду, как на концерте Гребенщикова я в какой-то момент обратил внимание на девушку, стоящую у сцены. У нее было очень необычное лицо с такими громадными глазами. Тогда ей, наверное, было лет 15. Мы долго ее снимали - можно было из одного этого лица строить фильм. Там отразилась такая степень одухотворенности... Лет через 10 эту девочку я встретил в Сочи на форуме молодого кино, она уже стала режиссером. И там же был Гребенщиков, который, как выяснилось, писал музыку для ее картины. Вот такой неожиданный поворот, такая связь времен.
Сейчас уже нет той музыки, того настроения, того отношения. И во многом, может быть, это вина не музыкантов. Жизнь поменялась: и финансовое благополучие развращает творческую личность, и, самое главное, столько привнесено через массмедиа попсы, дешевого ширпотреба. И такого лица, как у той девочки, сейчас уже не увидишь.