В ПОСЛЕДНИЕ годы столичные кинотеатры заметно оживились. Построив мультиплексы, Москва пошла в ногу с мировым прогрессом.
Больше залов, больше денег
МУЛЬТИПЛЕКС по-московски, конечно, отличается от европейского. У нас мультиплексом называют и кинотеатры, расположенные в торговых центрах, хотя таковым может считаться только отдельно стоящее здание. Многозальники в Москве - это "Каро-фильм 1" (4 зала), "Каро-фильм 2" (3 зала), "Пять звезд" (5 залов), а также недавно открывшийся "Киноплекс на Ленинском" (3 зала). Могут похвастаться двумя залами "Киноцентр на Красной Пресне", "Ролан", "Художественный" и "Победа". Проект века - 11-зальный кинотеатр "Октябрь" на Новом Арбате - повис в воздухе, денег нет, кина не будет.
По словам гендиректора ЗАО "Каро-фильм" Ирины Прокофьевой, идея многозального кинотеатра в Москве приживается очень быстро: "Количество зрителей увеличивается за год в полтора раза. "Перл-Харбор", несмотря на трехчасовой сеанс, собрал 100 тыс. человек, "Парк юрского периода-3" за те же две недели показа привлек 150 тыс. зрителей. А "Шрека" мы скоро запускаем по второму разу, потому что детское кино в дефиците". В этом году "Каро-фильм" открывает еще 4 кинотеатра.
По данным психологов, зрителю некомфортно смотреть фильм по соседству с несколькими сотнями людей. Поэтому тому же "Пушкинскому" придется бороться за выживание - он очень напоминает стадион, с галерки экран по своим размерам больше смахивает на телевизор.
На разный возраст
В ДЕКАБРЕ на улице Бахрушина открылся мультиплекс "5 звезд", где залы называются "Куросава", "Ролан", "Габен", "Птушко" и "Чаплин". Армен Бадалян, исполнительный директор кинокомпании "Парадиз Продакшенз", уверен, что проблема с детскими фильмами уже скоро разрешится: "Весной выйдет три детских российских фильма - "Калашников", "Спартак", "Повелитель луж". Зарубежных кинолент также хватает, детское, правда, не так активно закупают, как взрослое. Кроме того, мы показываем наше замечательное старое кино - реставрированные "Сказку о царе Салтане", "Илью Муромца", на Киностудии им. Горького возвращают к жизни целый ряд отечественных детских фильмов".
По данным компании CSR Research, основной контингент столичных залов - молодые люди от 18 до 20 лет. "Жаль, но мы так и не смогли вернуть в кинотеатры старшее поколение, - считает Елена Шнеерсон, представитель кинопрокатной компании "Ист-Вест". - Молодежь легко тратит деньги на кино, в то время как люди лет 40-50 найдут более разумное применение, на их взгляд, этим деньгам. Тем более что голливудские новинки у них не вызывают желания идти в кино. Исключение составляют такие ленты, как "Мулен Руж" и "Красота по-американски".
Кто кого переиграет
РЫНОК услуг мультиплексов, только появившись, уже ступил на тропу конкурентной борьбы. Чтобы привлечь зрителя именно к себе, приходится идею развивать дальше. Например, в "Киноплексе" добавили спорт-бар, который по вечерам превращается в дискотеку и интернет-кафе. Больше всех постарался "5 звезд": здесь есть игровая комната, водопад, поездка на паровозике, съемка собственного фильма в мини-студии. Появление мультиплексов заставило призадуматься и однозальные кинотеатры. Иметь только большие кресла и звук "Долби-стерео" уже мало. Поэтому в "Алмазе" открыли боулинг, в "Ударнике" - виртуальное казино и японский ресторан.
И все-таки, несмотря на то что в Москве обновленные старые кинотеатры открываются по десятку в год, КИНОТЕАТРОВ В СТОЛИЦЕ НЕ ХВАТАЕТ! Западные исследователи считают, что на 1 млн. горожан должно приходиться около 8 мультиплексов, причем не только в центре города. А у нас их только 4 на всю Москву. Так что в ближайшее время рынок этот будет развиваться бурно и дальше.