Примерное время чтения: 3 минуты
83

100 лет ожидания

130 лет назад тогдашняя Московская дума при основании Исторического музея ПОДАРИЛА ему участок земли на Красной площади. 90 лет назад встал вопрос о расширении музея и предоставлении ему площадей соседнего здания ДЕЙСТВУЮЩЕЙ Думы. Положительному решению в пользу музея помешала только Первая мировая война.

С ТЕХ пор многое изменилось, и в первую очередь - позиция городских властей. Здание бывшего Музея Ленина, переданное в 1993 г. Москве для размещения городской Думы, к 1998 г. получило непонятный статус "помещения для презентационных целей". Неужели думские презентации важнее Исторического музея?

"Наша экспозиция обрывается XIX веком, - говорит директор ГИМа Александр Шкурко. - Получается, что национальный музей искусственно ограничивает историю своей страны. А где весь XX век? В ХРАНИЛИЩЕ!"

К моменту открытия музей располагал 100 тыс. экспонатов, для которых и тогда было маловато места. Сейчас их около 4,5 млн. Так что об оптимальных условиях хранения речи уже нет - в ход идут любые помещения, где можно поставить еще не распакованные ящики. Например, часть коллекций отдела дерева находится в Новодевичьем монастыре, в бывших стрелецких караульных, построенных в XVII в. Теснота, большие перепады температуры, случаются прорывы отопительных труб, да и крыша протекает. То же самое и в хранилище на Измайловском острове. Отдел археологии лишен возможности работать с коллекциями - некуда поставить раскладочные столы. "У нас 1,5 млн. экспонатов, - говорит сотрудница отдела археологии. - Положим, в нумизматике больше, но какой размер может быть у монеты? А здесь, например, 35 половецких каменных баб, каждая чуть не в тонну весом. В экспозиции сейчас две, остальные раньше лежали рядком под лестницей. Но вот музей открылся - и пришлось их перетащить к нам в отдел. Представляете, что там творится?"

Музейные хранилища должны быть постоянно под рукой, иначе невозможно не то что продуктивно работать с коллекциями, но и просто своевременно отреагировать на, скажем, прорыв канализации в каком-нибудь периферийном филиале. Недаром национальные музеи мира предпочитают расширяться за счет пристроек, как Британский или Берлинский, или за счет строительства подземных ярусов, как Лувр. Но на Красной площади ни копать, ни строить нельзя. И напрашивается самое простое, экономичное и логичное решение - передать здание бывшего Музея Ленина ГИМу.

"При наличии политической воли эта проблема вполне разрешима, - утверждает Александр Шкурко. - Речь идет даже не о сохранении или переделе имущества, а о создании приемлемых условий для знакомства с собственной историей, для осознания своей к ней сопричастности. Это принципиально". Президент России поставил вопрос о "сохранении и развитии Исторического музея" и поручил Минимуществу, Министерству культуры и правительству Москвы найти возможные варианты обмена престижными зданиями между федералами и городскими собственниками. А может быть, стоит продолжить подобный диалог и заняться вплотную тем же "Домом Пашкова", расширением Третьяковки? И уж, конечно, переводом Государственной думы в более подходящее место, где пикетчики бы не создавали нездоровый ажиотаж, то и дело перекрывая городское движение.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно