ТЕРРИТОРИЯ ГМИИ им. Пушкина, что шагреневая кожа - с каждым годом ее становится все меньше. Сначала один народный художник занял причитающиеся "пушкинистам" метры, потом другой решил на свободной территории офисов понастроить.
Сейчас в фондах Музея им. Пушкина 600 тыс. единиц хранения. И только 1% всей коллекции можно увидеть на Волхонке, 14. Одно время "пушкинистам" обещали расширить выставочные площади за счет здания напротив (Волхонка, 13, в прошлой жизни - Дом науки и техники). Но передумали: отдали народному художнику Илье Глазунову под галерею, поскольку свои картины он отписал государству. Александр Шилов, еще один известный даритель, уже имея одну галерею, совсем недавно выпросил у городских властей дополнительные площади. Теперь трехэтажный шиловский особняк на Знаменке с видом на Кремль, прихвативший "случайно" и часть Боровицкой площади, обзаведется семиэтажным офисно-деловым зданием с жилыми квартирами на верхних этажах и гаражами под землей. (Очевидно, жилые помещения будут продаваться с нагрузкой в виде творений народного художника.) Кроме Боровицкой площади Шилов "откусил кусочек" от участка земли в 1,8 га, отмеренного пушкинскому музею еще в 1988 г., а в 1996 г. переданного в бессрочное пользование.
Подробно обо всем этом я писала еще летом прошлого года (см. "АиФ. Москва" N 35). И, честно говоря, очень удивилась, что внимание общественности к этой проблеме решили привлечь лишь на прошлой неделе. В архитектурных кругах давно до хрипоты спорят о проекте по изменению облика центра из-за строительства новых помещений для Шилова. Больше всего возмущает то, что реальных проблем, например, многострадального Дома Пашкова, новая стройка не решит, тогда как в любом другом случае она нецелесообразна. Претензии же у дирекции ГМИИ им. Пушкина к городским властям свелись к тому, что о возможном строительстве не сообщили заранее: просто начали работы, и все. Что называется, вдогонку пришло уведомление от Москомзема о желании отрезать от музейного участка 6 соток в пользу "бизнес-центра им. Шилова". Общественность же должна помочь не допустить изменения границ заповедной исторической зоны Москвы. Несмотря на то что в России вообще, и в Москве в частности, по мнению директора ГМИИ им. Пушкина Ирины Антоновой, полностью отсутствует "стратегия развития объектов культуры".
Другое дело, почему Музей им. Пушкина забил тревогу лишь тогда, когда началась стройка. Тем более что печальный опыт накоплен: галерея Глазунова много раньше отняла предназначавшееся музею здание. Может быть, в ГМИИ не ожидали, что подобные, не совсем законные намерения могут быть реализованы. А может быть, не думали, что между решением строить и собственно строительством пройдет так мало времени. Ведь со своим участком, благоприобретенным почти 15 лет назад, они так ничего и не успели сделать.