СЕЙЧАС в фондах Музея им. А. С. Пушкина 600 тыс. единиц хранения. И это не какие-нибудь вещицы, это - лучшие живописные и скульптурные творения художников, живших в разные века в разных странах. Обладанием подобными коллекциями гордятся все известные музеи мира. А мы? Нельзя сказать, что не гордимся, нет. Но не спешим показывать свои сокровища кому бы то ни было. Меньше 1% всей пушкинской коллекции можно увидеть на Волхонке, 14. И это "абсолютный рекорд": французские, немецкие, испанские музеи аналогичного уровня и статуса могут позволить себе выставлять от 20 до 50% своих фондов. Некоторое время назад родилось предложение расширить выставочные площади Музея им. А. С. Пушкина за счет здания напротив (Волхонка, 13, в прошлой жизни - Дом науки и техники). Но это здание отдали народному художнику Илье Глазунову под лично-персональную картинную галерею. Московское правительство посчитало, что картины, подаренные государству, не должны валяться и пылиться, их должны все как минимум видеть. И вместе с бюджетными деньгами на ремонт и содержание здание по Волхонке, 13, было отписано Глазунову. Народный художник планирует показать свои подарки нам уже в следующем году.
Шиловизм
ЕЩЕ один известный даритель, он же художник Александр Шилов, уже имея одну галерею, совсем недавно выпросил у городских властей для себя дополнительные площади. Теперь трехэтажный шиловский особняк на Знаменке с видом на Кремль, прихвативший заодно и "случайно" часть Боровицкой площади, обзаведется еще и семиэтажным офисно-деловым зданием с жилыми квартирами на верхних этажах, гаражами под землей и часовенкой во дворе в память о том, что когда-то на этом месте высился храм. Что интересно, духовенство не против. Ему, как оказалось, еще одна церковь по соседству с храмом Христа Спасителя не нужна.
Если помните, 350 подарков мэрии от Шилова позволили художнику получить в 1997 г. первый свой особняк на Знаменке, 5. Но VIP-поклонники его творчества, которых он не раз одаривал портретами собственного производства, до этого не раз предлагали ему еще три зала на территории Кремля. Но соображения режимности объекта, связанные с этим трудности в выражении народной любви и меньшие по сравнению со Знаменкой выставочные площади не позволили Шилову то предложение принять. Некоторое время спустя мэрии было подарено еще 300 работ. И вот где выставлять (не говоря про хранить) эти работы, до сих пор непонятно. Нет, мэрия сделала царский подарок в виде еще одного дома на Знаменке, 7. Однако долгое время не выделялись деньги на приведение подарка в товарный вид. Московские власти, отреставрировавшие один особняк, долго намекали на то, чтобы художник сам поискал денег. Но Шилов ждал инвесторов. И вот дождался. К тому же оказалось, что дом на Знаменке, 7, - не такой ценный, как особняк ХIХ в. - дом 5, потому можно его и перестроить. Несколько раз ставился вопрос о придании дому статуса памятника, но по разным причинам он так и не стал памятником. Зато в ближайшем будущем он станет семиэтажным офисным и жилым зданием одновременно. Непонятно только: при чем тут картины Шилова, которые негде выставлять? Или, может быть, жилые помещения будут продаваться с нагрузкой в виде творений народного художника?!
Портреты себя, любимых?
ИСТОРИЯ показывает, что такие активные художники, как Александр Шилов, Илья Глазунов и некоторые другие, добиваются всего, чего им хочется. Они умудряются раскручивать власти не только на выделение помещений под свои произведения, но и на последующий дорогой ремонт, содержание и зарплату персоналу. Сколько наших денег в итоге будет потрачено на любимцев властей, мы, как обычно, не узнаем. Власти будут оправдывать любые расходы не столько своей собственной, сколько народной любовью к этим художникам. Действительно, в галерею Шилова стоят очереди, будут стоять и в галерею Глазунова. Но я уверена, что любой музей на этом месте с видом на Кремль будут посещать так же активно. Позволю себе напомнить, что, когда Пушкинский музей меняет экспозицию, людей приходит так же много! Мне кажется, дело в другом. На портретах художников XVII века можно увидеть только их современников, на портретах Шилова и Глазунова власть имущие могут увидеть... самих себя. Так зачем же стремиться расширять выставочные площади Музея им. А. С. Пушкина, если ничего подобного там не покажут?! Похоже, бюджетные деньги теперь тратятся не только на новые машины для чиновников, их охрану и соцобеспечение, но и на покрытие расходов по поддержанию их тщеславия и самолюбия.