Примерное время чтения: 5 минут
93

Старые дома Москве не к лицу? (27.04.2004)

Продолжение. Начало см. в NN 15, 16

ЦЕНТР Парижа застроен зданиями XIX века. Под них некоторое время назад аккуратно "подвели" подземные гаражи. При этом идея сносить старинные дома и возводить на их месте новые, говорят, не посещала головы парижан, отвечающих за городское хозяйство столицы Франции. А во многих городах Норвегии и Швеции, например, не ровняют с землей даже барачные деревянные постройки начала прошлого века. Эти трущобы реставрируют. По-настоящему, без дураков, с соблюдением всех правил научной реставрации. А что мы? С нами все ясно. В лучших традициях прошлого мы ломаем до основания. А затем строим вновь. И это в советское время денег не хватало, поэтому многие грандиозные планы планами и остались. Теперь денег так много, что хватает даже на то, чтобы совершать противоправные вещи. Старинные здания, охраняемые государством, лишают "законной" крыши. И только потом сносят.

ВЫВЕДЕНИЕ из списка памятников архитектуры и культуры требуется тогда, когда речь идет не о рядовой застройке XVIII-XIX вв. Понятно, что если не культовые, то уж точно особо ценные особняки, усадьбы и палаты охраняются государством. И охранная база у нас действительно сильная: к федеральному закону, что называется, в помощь давно принят закон об охране памятников г. Москвы. Кроме того, в столичном Генплане зафиксированы все ценные здания, все охранные зоны и все исторические ансамбли, входящие в них. Но если уж в охранной зоне Кремля сносится гостиница "Москва", то что говорить о других, менее значимых местах. Рассуждения на тему "Почему же так получается?" сводятся к тому, что ОДНИ И ТЕ ЖЕ СТРУКТУРЫ в столице отвечают за принятие домов в список памятников и выведение их оттуда. Так, ту же "Москву" сначала рекомендовали взять под государственную охрану. Но когда появился инвестор, популярно объяснивший, что готов вкладывать деньги ТОЛЬКО при условии сноса и последующего строительства, доводить до конца дело об охране не стали.

Кого лишили охраны

ЭТО была самая красивая набережная в Замоскворечье: небольшие, похожие друг на друга домики с лавками на первом этаже, они в конце XVIII века образовывали собой целый район Кадашевской слободы. Но в наше время эти дома числились лишь вновь выявленными памятниками. И потому с начала 90-х гг. прошлого века стали медленно исчезать по одному. Сейчас на их месте дорогие офисы. Снесены и палаты XVII века на Чистопрудном бульваре, 11. Здание также имело статус вновь выявленного памятника истории и культуры. Там в прошлом веке была мастерская знаменитого скульптора Витали. А теперь - элитный дом, который выше исторического здания на три этажа. Дорогой элитный дом и на месте городской усадьбы конца XVIII - начала ХIХ века в Лубянском проезде.

На месте Военторга, бывшего в эпоху модерна Домом Военно-Экономического общества офицеров, скоро отстроят новенький торговый комплекс. В историческом смысле повезло лишь кинотеатру "Уран" на Сретенке, 19 (см. фото 1). Когда-то там располагался один из первых московских синематографов. В ходе масштабной реконструкции Сретенки вновь выявленный памятник истории и культуры после сноса стал театром-школой современного искусства.

Но самой вопиющей была история с расширением ресторана на Тверском бульваре (см. фото 2) за счет сноса соседних домиков XVIII - XIX вв., бывших в прошлой жизни усадьбой Римского-Корсакова. От предыдущих этот случай отличался тем, что усадьба считалась памятником архитектуры федерального значения. И поначалу ее здания по планово-реставрационному заданию московского Управления охраны памятников нуждались в реставрации. Но желание устроить подземные этажи и полностью перекрыть дворы все же пришло в противоречие с необходимостью реставрации. Инвестор стал настаивать на разборке сначала одного, потом еще двух корпусов. И в кратчайшие сроки три корпуса усадьбы Римского-Корсакова, построенные когда-то под руководством Бове, "вывели" из состава памятников архитектуры федерального значения. И снесли.

А жаловаться-то некому

НЕСКОЛЬКО лет назад об архитектурном наследии вспомнили федеральные власти. И вот в связи с чем. До них дошло, что делают в Москве с памятниками. Они решили положить этому конец: подсчитали все незаконно снесенные здания, а заодно и те, что были подменены новоделами. Ужаснулись. В галерее Всероссийского фонда культуры провели несколько выставок, посвященных исчезнувшей Москве. Создали комиссию из представителей Министерства культуры, Министерства имущественных отношений и мэрии. Постановили, что пора прекратить истребление исторического города и пересмотреть отношение к городской среде вообще, которое все 90-е гг. прошлого века сводилось к получению максимальной прибыли с каждого столичного метра. Счетная палата РФ даже собиралась оценить размер ущерба, нанесенного государству за годы, пока Москва распоряжалась памятниками.

В ходе инвентаризации выяснилось: новые старые особняки, усадьбы и палаты приносят около 1 млрд. руб. чистого дохода в столичную казну. Министерство культуры, правда, подчеркивало, что не собирается на памятниках зарабатывать, только хочет вернуть здания в федеральную собственность, чтобы... те доходы, которые должен получать федеральный бюджет, он и получал. А потом федеральные власти стали судиться со столичными на предмет... отъема памятников в свою пользу. И в случае победы обещали все проекты реставрации пропускать через государственную экспертизу и наблюдательный совет из признанных в охранной области специалистов. Все бы хорошо, но... со своими памятниками они обращались не лучше. История с рестораном на Тверском бульваре произошла при полной поддержке Министерства культуры. А торг за памятники продолжается до сих пор.

Продолжение следует

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно