"Пратер для венцев - это всё равно что Парк культуры им. М. Горького для москвичей", - писало какое-то время назад единственное русскоязычное издание в Австрии.
Между культовыми местами отдыха двух европейских столиц всё же есть серьёзные и, наверное, непреодолимые различия. Пратер от века к веку становился доступнее для людей, акционирование же принадлежащего городу ЦПКиО может обернуться тем, что территория для прогулок и развлечений съёжится подобно шагреневой коже. Уже планируется сократить площади, занимаемые аттракционами, а чтобы построить отель и мюзик-холл с подземными автостоянками, без средств инвесторов не обойтись. Казалось бы, что в этом плохого? Взять тот же Пратер. В разное время его земли принадлежали монастырям, духовным орденам, были даже охотничьими угодьями Габсбургов, пока в 1765 г. под возмущённые крики аристократии Пратер не сделали доступным для обычных людей. В настоящее время он хоть и городской парк, но среди владельцев имеет и частных лиц. Именно это обстоятельство вынуждает хозяев аттракционов работать до последнего посетителя. У нас же частное - значит недоступное. Кстати, нашего колеса обозрения, можно сказать, уже не существует - оно пало жертвой разборки, хотя моложе венского больше чем на полвека. Настала очередь и всего ЦПКиО вместе с входящим в него Нескучным садом? На кону 1 млрд. долл.> - такова рыночная стоимость всего земельного участка.
Столичные власти уже высказались: плана застройки территории офисами или жилыми домами не существует. Это противозаконно. Вероятно, так оно и есть. Только откуда же слухи, что инвестору для покрытия издержек от вложенных в обновление парка средств нужно построить неопределённое (пока!) количество элитных квадратных метров? Журналисты пугают? От этого можно было бы отмахнуться, однако наша газета много лет следила за Нескучным садом. Как там пытались и до сих пор не оставили надежд что-нибудь возвести - не элитные дома, так культурный центр. А Нескучный сад в отличие от остальной территории парка - всё-таки памятник садово-паркового искусства XVIII-XIX вв. Если не дорогие офисы и квартиры, "отбивать" финансовые вливания в ЦПКиО придётся 10-12 лет, что по московским меркам - длинный срок. Кто пойдёт на это, если после акционирования и реконструкции парка часть территории можно приватизировать?