Примерное время чтения: 4 минуты
79

Нас как бы спросили, мы как бы ответили

Предлагая товар, чтобы поднять его вес в глазах покупателя, фирмы активно ссылаются на данные маркетинговых исследований. Насколько можно верить этой информации?

НА ОДНОМ из интернетовских сайтов я обнаружила приглашение поучаствовать в анкетировании, по результатам которого маркетинговая компания собирается изучить потребительский рынок. Каждому респонденту обещали заплатить по 200 руб. После долгих поисков и беготни вперед-назад по Ленинскому проспекту в одном из переулков я наконец-то обнаружила библиотеку, затерявшуюся среди домов. Открыв дверь, я поняла, что сделать в глубь помещения еще шаг уже нельзя. В основном студенты.

Ровно в 18.00 дверь читального зала открылась, и хорошо одетый человек предложил всем тихо сесть за столы, достать ручки и не разговаривать. После десятиминутного инструктажа нам стало известно, что полученные анкеты можно открывать только по команде, ни в коем случае нельзя заглядывать на следующую страницу раньше объявленного времени. Наша задача - смотреть на рекламные картинки и записывать ассоциации, с ними возникающие. И в конце ответить на несколько вопросов. Анкета была посвящена пельменям и кетчупу, лососю и русской водке. Поговорив после опроса с несколькими участниками анкетирования, я выяснила, что писали они полную ерунду! Но вот особый интерес привлекли к себе вопросы: считаю ли я себя истинно русской, покупая данный продукт, и чувствую ли себя при этом "частью русских традиций". Причем одна и та же мысль варьировалась в двадцати вопросах! Интересно, какую цель преследовали составители анкет, придумывая подобные вопросы?

Заполнив, наконец, и сдав анкеты, все получили по 200 руб. и разошлись. Интересно, а какие выводы исследователи вручили после этого анкетирования своим заказчикам?

В другой раз я решила испытать судьбу в качестве не интервьюируемого, а интервьюера. Опрос был посвящен исследованию рынка сотовых телефонов. За громким названием скрывалась маленькая фирма, офис которой находился в здании научно-исследовательского института, где в небольшой комнатке ютились четыре человека. Приторно вежливый человек объясняет принцип оплаты: малейшая ошибка в анкете - и интервьюер лишается заработка за 10 анкет, меньше строго определенного количества сдавать нельзя - тоже не заплатят. Анкета была столь огромной, что задать все вопросы покупателю сотового телефона было невозможно: люди просто уходили в середине опроса.

Работать было сложно, но не в пример сложнее оказалось получить заработанные деньги!!! То работодателей не оказывалось на месте, то заказчик якобы проверял добросовестность интервьюеров, то у них не было денег. После двух недель бесконечных отсрочек нам наконец-то вручили заработанную тысячу, только вот, кажется, не все интервьюеры дождались счастливого конца! Вот что говорит интервьюер Оля: "Я согласилась на эту работу после долгих уговоров представителей фирмы, которым не хватало рабочих рук, а начав работать, уже не смогла бросить, потому что было жалко сделанной работы. Ведь тогда ничего не оплачивается!" Студентка Оксана не скрывает методов работы: "Вопросы составлены так некорректно, не то что опрашиваемые, я сама не могла понять их сути! Половину ответов пришлось придумать самой! Так что за чистоту исследования я не отвечаю". Надо заметить, что Оксана - далеко не единственная, кто избрал столь практичный подход. Очень многие в конфиденциальной беседе признавались, что поступали точно так же.

Попробовав свои силы на поле исследования потребительских рынков, я пришла к выводу, что подработать, конечно, не вредно, но вот в достоверности результатов так называемых маркетинговых исследований теперь сомневаюсь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно