ПАРАПЛАН - большое прямоугольное крыло из ткани, надуваемое встречным ветром, - великое изобретение человечества, позволившее ему осуществить свою давнюю мечту: подняться в небо и парить в нем, подобно птице. Однако этот вид спорта не так прост, как кажется. Хотя бы потому, что на языке науки параплан обозначается как летательный аппарат сверхлегкой авиации. А это уже серьезно!
ПЕРВЫЕ уроки парапланеризма проходят на земле. Неумолимый инструктор заставляет курсанта бегать по полю до тех пор, пока тот не заставит непослушное крыло подчиниться своей воле. Следующий шаг - тренинг по обращению с запасным парашютом. Если многочасовой бег по грязи приравнивается к первому кругу Дантова ада, то одна только мысль о нераскрывшемся парашюте выбивает из строя слабых духом. Шаг третий - "вывозной" полет в тандеме с инструктором, он же первый урок самостоятельного управления парапланом. И наконец праздник духа - самостоятельный полет с палочкой-выручалочкой (в виде радиосвязи с Землей). Кроме нее - только воля к жизни и врожденные способности к метеорологии и навигации. Следующие уроки посвящены освоению воздушных поворотов и совершенствованию техники взлета и посадки. Научиться приземляться "в цель" - дело важное хотя бы потому, чтобы не оплачивать в дальнейшем стоимость "лендроверов" и "мерседесов", припаркованных в соседних деревнях.
Вообще управление парапланом приближено к управлению лошадью. Тянешь правую петлю, присоединенную к крылу, - поворачиваешь направо, левую - налево, тянешь обе - замедляешь полет или тормозишь. Чтобы поднять параплан в воздух, нужны небольшое возвышение и несильный ветер. При хорошей тренированности можно взлетать и с земли. Вроде бы процесс несложный, однако среди парапланеристов самые распространенные травмы - перелом копчика и повреждение конечностей.
Освоив тактику полета и сдав зачетные практические и теоретические экзамены, курсант получает третий спортивный разряд и летную книжку, в которой в дальнейшем отмечаются даты и часы налетов. Привлекательны в парапланеризме чрезвычайно скромные медицинские ограничения, аналогичные тем, что предъявляются для водителей автомобилей. Кроме того, вес современного Икара должен быть не менее 40 кг и не больше 160 кг. Возраст пилота - от 16 лет.
Еще недавно полетать на параплане можно было в Крылатском и Коломенском. Однако парапланеристов обвинили в нанесении ущерба окружающей среде, и полеты запретили. Теперь подняться в поднебесье можно в Звенигороде, где работает клуб дельтапланеризма МАИ, и на Николиной горе в летной школе "Вектор".
Чем еще хорош парапланеризм? Это, прежде всего, внесезонный вид спорта. Для хранения параплана не требуется ни гаража, ни ангара, да и весит он 12-15 кг и помещается в рюкзак. Опять же в плюсе стоимость обучения полетам. Так в летной школе "Вектор" 5 дней занятий (по 10 полетов) обойдется в 250 долл. (В МАИ дешевле на 10 долл.) Полет с инструктором в тандеме - 15-20 долл. Приобретение личного параплана - 1,5 тыс. долл. Если же взять в аренду весь комплекс снаряжения: параплан, подвесную систему, спасательный парашют и шлем, - следует заплатить 170-250 руб. за один полет. Выгода налицо, да и век параплана короток: ветер, солнце и вода быстро приводят его в негодность.
И напоследок информация для тех, кто, вооружившись летной книжкой, мечтает покружить над Подмосковьем. Не забудьте, что параплан - летательный аппарат и подчиняется воздушному кодексу страны.