У ОЛЕГА КУВАЕВА-художника была галерея в Германии, у Куваева-дизайнера - заказы на рекламные ролики, у Куваева-человека - четыре иностранных языка и шесть неоконченных высших образований. Но главное, что у Куваева есть сегодня, - это мультяшная девица Масяня, один из самых успешных интернет-проектов всей русской сети.
- КАК получилось, что увлечение стало приносить реальную прибыль?
- Вышло это само собой: дело несерьезное, на том и стоит. Все легко, без всяких напрягов, написаний сценариев, особых режиссерских задумок. Мульты появлялись постепенно, и, когда их было уже 4-5, пришло предложение от mail.ru, других сервисов - включить сайт в свой состав. Но изначально предприятие было экстремистски некоммерческим. Я не собирался продавать сайт, даже рекламы не собирался на нем вешать, пока он не стал слишком дорогим. Потом мне объявили, что его содержание стоит 1 тыс. долл. в месяц (сейчас уже больше). Плюс интернет-канал - 100 долл., за контору - 400 долл. Свидетельство авторское получить - тоже недешево. А ведь нас уже трое, и все кушать хотят: нужны и зарплаты, и техника! Сейчас мы только окупаемся.
- А на сайте у вас висит объявление об изготовлении роликов: от 500 долл...
- Поскольку сама Масяня особых денег не приносит, мы функционируем как обычная дизайнерская контора, делаем полиграфию, флеш-ролики и прочие вещи, на которых художники и зарабатывают. Но эти ролики обычные, анимационные - Масяня там и близко не лежала.
- Как делится ваше время между Масяней и "работой за деньги"?
- 95% времени уходит на Масяню, а из них еще 95% - на просто ерунду, вроде ответов на письма, кваканье "Аськи", заходов в "гостевую", журналистов. В общем, все "околомасяньское". Конечно, нехорошо, но я уже начинаю привыкать к тому, что даю интервью. Мышцы языка натренировались.
- Каков был первый коммерческий заказ, связанный с Масяней?
- Его не было и не будет. Все люди, которые занимаются моей рекламой, знают, что в этом вопросе я просто больной. Не вылечить. Реклама идет до мультов, после мультов или просто висит баннером на сайте. Сама Масяня ничего рекламировать не станет, если только через несколько лет она мне надоест до смерти и я с потрохами продам ее кому-нибудь. Мне самому убить ее будет невозможно. Если только она не умрет сама. Тьфу-тьфу-тьфу. Я был просто дизайнером, что-то рисовал для души, что-то - для продажи. А толковое получилось из того, что делал именно для себя. Сам до сих пор себя смотрю. Выглядит странно.
- Ничего, мы тоже порой свои статьи после публикации перечитываем. А на чем в Интернете еще можно заработать?
- Интернет, как СМИ, до сих пор находится на стадии развития "КВН" - того самого телевизора с лупой. Нас ждет много нового. И технически, и с точки зрения интерактивности это очень интересный источник информации, потому что дает возможность выбора. Думаю, нас ждет вещание в сети, там будет все: и радио, и ТВ. Интернет перестанет быть отдельным явлением. Наш проект тоже новый только в Рунете - русской части сети. Наверняка еще такие появятся, и мы сами поддерживаем ребят: давайте, легко, каждый может сам все сделать буквально за день-другой, только крутите башкой! Тем более что технически все это просто: не надо ни камеры Betakam, ни сложной звукозаписывающей техники.
- Долго делается один мульт?
- Сложно сказать. Ведь это не то что я пришел, сел и стал делать "от и до". Чисто технически - дня два. Но надо же еще подумать, чтобы оно в подсознании выплыло. Я знаю одно: не стоит организовывать мое время. Только из разгильдяйства может что-то хорошее произойти.
- Вам приписывают слова о том, что Масяня - это "мультфильм, отвлекающий внимание скучающих офисных служащих в рабочее время". Не чувствуете себя разрушителем трудовой дисциплины?
- Это не я сказал, а "The Wall Street Journal". И не так там было: "Масяня - это вирусная беда, которая убивает время господ офисных служащих". Причем беда в основном московская, потому что именно в столице мало домашнего Интернета и много рабочего. Да и компьютеры в офисах помощнее. Да, по статистике, пик посещаемости нашего сайта приходится с пяти до шести вечера, когда боссы уходят. Особенно в пятницу.
- Олег, немного о самой Масяне. Вам что, нравятся безбашенные девушки?
- Свободные люди мне нравятся, без всяких жуков в голове, без глупостей, чуши. Это, конечно, не так однозначно. Бывают люди и с жуками, но все равно хорошие. Просто потому, что свободные, не закомплексованные в стереотипах, форматах, правилах поведения.
- Коль скоро вы постоянно рисуете Масяню, она - женщина вашей мечты?
- Отчасти да. Но близко я к ней подходить не стану.