МОСКВИЧИ заметили: зимой теперь морозы бывают не столь продолжительными и сильными, как лет 20 назад, а летом, в июле - августе, три недели cтоит безумная тропическая жара. Мир давно твердит о глобальном потеплении. Неужели мы тоже вступили в этот процесс? Если апельсины в Подмосковье цвести начнут, это, конечно, хорошо. Но если Подмосковье при этом на полметра под воду уйдет, то какой прок от тех апельсинов? В общем, чтобы досконально разобраться в климатологии столичного региона и в том, что ждет его в будущем, "АиФ" делегировал своего корреспондента в Институт географии РАН.
Остывающий Гольфстрим
"ЗАТОПЛЕНИЯ Москвы не будет, - уверенно говорит ведущий научный сотрудник лаборатории климатологии Андрей Шмакин, доставая с полки огромный атлас. - Вот смотрите. Эта карта называется "Мир без ледников". Представьте, что на Земле растаяли все льды. Синим цветом закрашена та часть суши, которая окажется покрыта водой. Как видите, ничего страшного для Москвы нет".
Действительно. Полоски синего цвета идут, как правило, только у самого побережья материков, да и то часто прерываются. (Выходит, голливудский блокбастер "Водный мир" - гнусное вранье!) Синева захватывает небольшую часть северо-западной Сибири, соединяет между собой Черное и Каспийское моря, покрывает Голландию, частично - Нью-Йорк и Санкт-Петербург... Москва стоит нетронутой. Слава богу, высоты города над уровнем моря (в самой низкой точке - полторы сотни метров) достаточно, чтобы всем нам чувствовать себя в безопасности. Ну а как насчет температуры? Ведь считается, что к середине XXI века во всем мире потеплеет на два, а то и на три градуса...
Оказывается, климатическая система Земли - самая сложная и непредсказуемая на планете. Ведь в ней взаимодействуют сразу несколько стихий - воздух, океан, суша, льды... Ни на одном суперкомпьютере нельзя просчитать, какая температура будет в конкретном месте, если по всему миру потеплеет, скажем, на полтора градуса. А уж предсказать, как поведут себя животные и птицы, как изменятся пути их миграции, и вовсе невозможно. Между тем это крайне важно. Говорят, что китайцы теперь строят свои аэропорты с учетом фактора глобального потепления. То есть пытаются-таки рассчитать возможные траектории движения перелетных птиц. И выбирают для аэропорта такое место, чтобы пернатые и самолеты не мешали друг другу в будущем.
Ну ладно, а как же Москва? Неужели нельзя дать никаких прогнозов относительно климата в регионе лет этак через пятьдесят? "К нам погода приходит в основном с Атлантического океана, - поясняет Шмакин, - так что остается гадать, какие изменения произойдут при глобальном потеплении в Атлантике. Понимаете, в чем сложность ситуации... Ученые не в состоянии смоделировать картину глобального потепления, потому что неясно, какие природные механизмы, доселе неизвестные, могут включиться в этот процесс. Например, в последнее время много говорят о возможных изменениях в термохалинной циркуляции океанических вод. Это морские течения, обусловленные разницей в температуре и солености воды. Все мы знаем, что погоду в Европе делает Гольфстрим, теплое течение, приходящее из Карибского бассейна. Навстречу ему, только на больших глубинах, идет холодное течение. Так вот, уже замечено, что эта циркуляция начинает ослабевать. Если Гольфстрим остынет, во всей Европе резко похолодает. И мы это на себе тоже почувствуем. Уменьшится приток теплых масс, и погоду у нас чаще будут определять холодные сибирские антициклоны".
Смог над Москвой
ЗНАЕТЕ ли вы, что во время войны в тылу у фашистов работали советские метеошпионы? Представьте себе, была такая специализация. На оккупированные территории забрасывали десантников, единственной задачей которых являлась передача в Москву данных о погоде. Поскольку почти вся Европа находилась под немцами, метеосводки нам предоставляли два-три нейтральных государства. А этого мало: чтобы сделать прогноз хотя бы на один день, надо обладать более полной информацией. Метеоданные приравнивались к секретным - слишком уж зависит наш климат от погоды в Старом Свете.
Циклоны из Европы, как правило, приходят в столицу двумя путями - либо через Скандинавию (они несут мягкие зимы), либо через Средиземное и Черное моря (в этом случае выпадает много осадков, а затем резко холодает). Есть еще антициклоны, которые каждую зиму формируются в центральной Сибири и время от времени наведываются в наш регион. От них теплой погоды тоже ждать не приходится.
...Андрей Шмакин кладет на стол несколько графиков. "Смотрите, это среднегодовая температура воздуха в Москве. Самым холодным за последнее столетие выдался 1941 год - плюс 1,8 градуса. Самый теплый - 1989-й, тогда средний показатель составил плюс 7,1. Невооруженным глазом видно, что начиная с середины ХХ века кривая медленно ползет вверх. Сравните температуру в Москве и в соседних регионах - скажем, в Рязанской области. Четко видна разница: в столице где-то на один градус теплее".
Объяснение этому лежит на поверхности: антропогенный фактор. Мегаполис ежедневно сжигает тонны горючего, воздух нагревают предприятия и жилые дома. Высота "тепловой шапки" над Москвой достигает нескольких сотен метров, причем центральная часть города не успевает остывать даже ночью: здания там стоят более плотно, а потому лучше удерживают тепло. Впрочем, москвичей куда больше тревожит не температура воздуха, а его загрязненность. Если в жаркий летний день выехать за пределы МКАД и взглянуть в сторону центра, то очень хорошо будет виден смог, висящий над городом. Стояла бы Москва на берегу моря, мы бы этой гадости практически не чувствовали - все бы ветер уносил. А так остается уповать на дожди (они очищают воздух и от пыли, и от газов) и на свежие массы воздуха, приходящие с новыми фронтами.
А вот чем объяснить природные катаклизмы, выпавшие на нашу долю за последнюю пару лет: резкие скачки температуры, чередование засух с ливневыми периодами и т. д., - синоптики не знают. Антропогенный фактор - слишком очевидный, но далеко не однозначный ответ. Климатическая система, повторимся, - вещь сложная и непредсказуемая.
Что касается прогнозов погоды, то, оказывается, лучше всего их делать по облакам. Приближение фронтальных масс воздуха (а они и несут перемены) почти всегда сопровождается перистыми облаками. "Из народных примет стоит доверять тем, которые имеют под собой физическое обоснование, - заключает Андрей Шмакин. - Например: солнце садится в тучу - к дождю. Почему это верно? Потому что циклоны, несущие дожди, приходят к нам, как правило, с запада... Но в народных приметах основное внимание уделяется животному и растительному миру. Видимо, наши предки больше смотрели на землю, чем на небо..."